Станет ли техрегламент локомотивом интеграции?

При снижении требований к нему могут пострадать наиболее продвинутые в модернизации предприятия.

При снижении требований к нему могут пострадать наиболее продвинутые в модернизации предприятия.

На территории стран Таможенного союза начал действовать первый единый технический регламент Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий». Его главная цель – защитить 146-миллионный потребительский рынок от поддельной, опасной продукции. Но это, как говорится, лишь первая ласточка. Создание системы технического законодательства Единого экономического пространства – важнейшая задача для Беларуси, России и Казахстана.

Почему? Вступление любых стран в любое сообщество – сложнейший процесс. И в нем обязательно есть и плюсы, и минусы. Скажем, любое взаимодействие – это поиск компромиссов, а компромисс всегда означает некоторое ослабление чьей-то позиции. Требования по техрегламенту – пожалуй, наиболее жесткие, это требования по контролю качества в тех отраслях, где прошла серьезная модернизация, вложены большие инвестиции…

И как раз те, кто вложился в модернизацию больше всего, при снижении требований могут пострадать. Например, и  белорусы, и россияне – крупные инвесторы в молочную промышленность, требования и к сырью, и к готовой продукции очень высокие, а Казахстан, напротив, имеет очень либеральное регулирование производства той же «молочки», поскольку он является импортозависимой страной по молоку. Серьезные разногласия существуют и по другому ряду вопросов: где разрешено использовать сою, где нет; можно ли применять хлор в процессе переработки мяса; какой уровень клейковины и белка соответствует разным сортам зерна; куда допустимо добавлять растительные жиры, а куда – сухое молоко. Но на то и поиск компромиссов, чтобы всем было в итоге лучше.

На настоящий момент Комиссией ТС утверждены 24 технических регламента, 13 проектов одобрены Правительством РФ, остальные 8 находятся в различной степени готовности – есть надежда, что они будут одобрены до конца первого квартала этого года. Одобренные техрегламенты ТС охватывают 77 процентов продукции потребительского рынка. Среди них целый комплекс «железнодорожных» – «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта». Ряд техрегламентов прописывает требования к колесным транспортным средствам, а также к бензинам, дизельному топливу и мазутам.

В ТС рассмотрен вариант модели устойчивого роста в области «здорового» автомобильного транспорта. С точки зрения реализации экологических требований к автомобилям  Беларусь, Россия и Казахстан оказались на совершенно разном уровне. Но правительства трех стран нашли решение, как правильно выстроить ступени роста экологического класса, чтобы к 2015 году, когда вступит в силу единый техрегламент ТС «О безопасности колесных транспортных средств», достичь единых экологических требований к автомобильному транспорту.

Также приняты технические регламенты ТС о безопасности упаковки, парфюмерно-косметической продукции, игрушек, низковольтного оборудования, машин, лифтов и т.д.

Немаловажен вопрос – какой период установлен при переходе от национального к единому техническому регулированию. Он достаточно продолжительный, позволяющий бизнесу безболезненно перейти на новые требования и технологии, на новые виды упаковки. Учтены вопросы, связанные с маркировкой продукции. Сертификаты соответствия, протоколы испытаний по старым требованиям могут выдаваться вплоть до момента вступления в силу технического регламента ТС. После этого они действуют не менее 18 месяцев. Документы, которые выдадут до принятия техрегламента ТС, будут применяться до окончания срока их действия. Одновременно определен и минимальный срок вступления регламента в силу – шесть месяцев после опубликования решения о его утверждении.

Почему техрегламенты ТС расцениваются как более совершенный продукт, нежели их национальные аналоги? Думается, во-первых, технический регламент ТС – это документ, который содержит в себе все требования к продукции, а также процедуры подтверждения соответствия продукции этим требованиям, для вывода товаров на единый рынок. Во-вторых, все стандарты, которые используются для подтверждения соответствия, будут межгосударственными стандартами СНГ – ГОСТ. В конце 2011 года Россия предложила распространить систему техрегулирования ТС на всем постсоветском пространстве. Президент РФ подписал распоряжение о подготовке Соглашения об устранении технических барьеров в торговле со странами постсоветского пространства, членами СНГ. Таким образом, предусматривается возможность распространять техрегламенты ТС для государств – участников СНГ, не входящих в ТС.

И наконец последнее. Россия в этом году председательствует в форуме стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТЭС). И тут ею могут быть предложены свои идеи с точки зрения технического регулирования, прежде всего в рамках диалога России и ЕС. В основе многих законопроектов Таможенного союза в области технического регулирования находятся нормативы стран ЕС, санитарно-эпидемиологические стандарты, которыми ранее подтверждалось качество и безопасность товаров. Гармонизируя нормы и правила с Европейским союзом, Россия создает для производителей ТС условия упрощения экспорта продукции на территорию 28 стран Европы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter