Началась выборка стабфондов овощной продукции

Стандарт «пять плюс» вместе с рубашкой

Насколько обоснованы требования торговых сетей к качеству овощной продукции?

С древних времен известна поговорка — лук от семи недуг. На этот жгучий фитонцидный овощ усиленно налегаем во время вирусных болезней. Благо в магазинах сейчас он имеется в достатке. Из 122,8 тысячи тонн овощной продукции, заложенной в стабфонды, 12,6 тысячи тонн — репчатого лука. Это, к примеру, больше, чем моркови. Культуру в промышленных масштабах выращивают как сельхозпредприятия, так и фермерские хозяйства. Освоены современные технологии его возделывания из семян в однолетней культуре. Любят этот широко применяемый продукт огородники и дачники, хозяева ЛПХ. Основу же стабилизационных фондов составляют запасы сельхозорганизаций и КФХ.

Фото из архива «СБ»

Так, в Минской области заложено на хранение для последующей реализации в розничной сети 8,5 тысячи тонн картофеля, 3,4 тысячи тонн белокочанной капусты, 1,8 тысячи тонн моркови, чуть более тысячи тонн столовой свеклы и 2 тысячи тонн репчатого лука. Из яблок сформированы фруктовые запасы, сообщили в комитете по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома.
Объемы закладки стабилизационных фондов определены решением областного комитета на основе объемов реализации торговых объектов. Выделенный резерв находится в хранилищах семи районов области — Минском, Дзержинском, Столбцовском, Клецком, Молодечненском, Слуцком и Смолевичском.
Серьезный вклад в формирование стабфондов вносят фермерские хозяйства. Из 29 организаций, выполняющих закладку витаминной продукции на хранение, треть составляют фермеры. Лук выращивают и хранят в фермерских хозяйствах Игоря Пакуша Молодечненского, «АгроЛайнПлюс», «Дружба и К» Смолевичского районов, филиале «Наша Нива» Слуцкого мясокомбината.

Спрос на эту овощную продукцию хороший. Сезон хранения только начался, а выборка уже идет, рассказал Игорь Пакуш:

Игорь Пакуш.

— Как убрали, так и продаем. Контракты на реализацию заключены со многими сетями — «Евроопт», «Грин», «Санта», «Корона», «Соседи», «Алми» и другими. Стоимость немного поднимается, но, наверно, в этом году «придержать» до самой аппетитной цены не получится. Засуха повлияла на рост луковиц. Если в лучший агросезон собирали по 800 центнеров с гектара, то в этот — только 250. Калибр их меньше, а сетям необходимы крупные, заявляют «пять плюс». Это значит 5 сантиметров и выше по наибольшему поперечному диаметру. Может, на Брестчине и Гродненщине, где шли дожди, лук и подрос до нужного размера, но у нас зачах. Сейчас ведем переговоры, чтобы забирали «четыре плюс».

Стандарты качества к этой продукции довольно высокие. Основное требование — не проросший и сухой. Луковицы должны быть вызревшие, достаточно плотные, хорошо просушенные, здоровые, чистые, целые, без повреждений сельскохозяйственными вредителями, типичной для данного сорта формы и окраски, с сухими чешуями (рубашкой) и высушенной шейкой длинной не более 5 сантиметров. Необходим хотя бы один целый слой сухой чешуи (за исключением молодого лука). Шейка и корни должны быть хорошо высушены и аккуратно подрезаны. Пятна на внешней оболочке допустимы, если они не доходят до слоя, покрывающего сочную чешую.

Для длительного хранения фермер выращивает поздние сорта, для летней продажи, когда покупатель толпится у ворот, — ранние. Заложено в стабфонды более тысячи тонн. Пока лук от производителя уходит по цене от рубля до рубля шестьдесят копеек за килограмм.

Но прежде, чем попасть в хранилище, выращенный урожай со срезанной ботвой подкапывается, сушится недели две на поле, если есть погода, или в хорошо проветриваемом помещении.

При выращивании — свои особенности. Скажем, для длительного хранения лука не следует превышать дозу вносимого азота в течение вегетации (более 150 килограммов действующего вещества), причем подкормку азотными удобрениями надо закончить до 15 июня (до 20 — в Витебской области). Забот хватает.

Инфографика Ольги ПАК
 
Работу фермера Игорь Пакуш сравнивает с шахматной партией. Сегодня природа подкинула один сложный ход, завтра — другой... Это своеобразная многоходовка, когда нужно делать ответный ход, взвешенный и продуманный:

— Но в то же время у нас нет рекламы продукции с белорусских полей и культуры потребления собственных товаров. Тот же итальянец будет рассказывать, что макароны или сыр делали несколько поколений его рода, и он бережно сохраняет традиции и рецепты, а потому они самые вкусные. У нас навязана любовь к продукту глазами, дается реклама какого‑то глянца. Сети диктуют стандарты качества, упаковку, овощи чищенные, мытые, чтобы блестели и выглядели, как кукла Барби. Зачем? Морковь полируем, счищаем верхний слой и повреждаем защиту корнеплода. Мало того, что он быстро завянет, но и всякая вредная микрофлора на нем поселится. Нарисовали в фотошопе картофелину или луковицу и взяли за образец, а чтобы клубень так выглядел, надо столько ядов влить! А сколько денег на них потратить! Кстати, следы некоторых остаются в нескольких поколениях выращенного урожая.

С луком своя история: мелкий трудно продать. На самом деле, не надо крупный хозяйкам, рассуждает фермер. Если только не готовить на взвод домочадцев или не продавать его для общепита. Никто луковицу, которая не вмещается на ладони, сразу не съест целиком. Значит, половинка будет лежать и портиться. Маленькие к тому же дольше расходуются, а вкус и той и другой одинаковый.

Не все полезно, что выбирает наш глаз, и качество продуктов должно определяться их экологичностью. За что и ратуют фермеры.

klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter