14 августа — начало православного Успенского поста

«Стань, мой сноп, на тысячу коп»

Середина августа. Жатва. По традиционным народным правилам уже через несколько дней после «пакрывання поля» идут «зажынкi». Обряд  весьма важный, и в разных регионах Беларуси он проводился по–своему.



В некоторых местах вечером, но до захода солнца хозяйская дочка с подружками отправлялись в поле. С собой брали яичницу, сыр, хлеб. На поле девушки срезали немного колосков, вязали из них небольшой сноп — «гаспадар–снапок», с которым возвращались в дом. Хозяин подбрасывал сноп вверх, затем ставил под образа, клал под него монеты и кланялся. Девушек щедро угощали и одаривали пшеничными булками. Сноп от зажинок хранился под образами до самой Пречистой, после колосья обмолачивали, полученное зерно освящали в церкви и сеяли в озимое поле.

К уборочной страде всегда относились максимально внимательно и ответственно. Считалось, нельзя «наваливаться» на ниву с ходу, нахрапом: к событию нужно готовиться, подходить с подчеркнутым уважением, как к большому торжеству. С самого рассвета — помолиться Богу и всем святым. Затем икону снять, завернуть в «велiкодны абрус» и взять с собой в поле. А еще — хлеб–соль и громничную свечу, ведь ниву полагалось встречать и приветствовать так, как «паважанага чалавека». Поэтому, придя на поле, ему кланялись в пояс и только затем, перекрестившись, начинали жатву. Но вначале первые три небольшие охапки снова перевязывали в маленький снопок и хранили его дома как оберег. Вечером, когда вся семья собиралась за «святочнай вячэрай», непременно звучало: «Дай, Божа, у гэтым годзе хлябец сабраць i другога года дачакаць».

Кое–где в поле на «зажынкi» выходила сама старшая хозяйка в сопровождении своих невесток и тоже с угощением — хлебом, солью, салом, яйцами и обязательно с целой, нетронутой головой белого сыра. Жатву начинали, приговаривая: «Стань, мой сноп, на тысячу коп» — что звучало подобно заклинанию.

14 августа — так называемый первый Спас, медовый. Называют его также «мокрый», а у нас еще — «маковей». В этот день организуются крестные ходы на реки и к криницам, вода в которых освящается. В реках и источниках обливались водой сами и обливали друг друга. Считалось, это отгоняет от людей разную нечистую силу.

Пчеловоды подрезают или заламывают соты. Выбирают самый лучший кусок и несут освящать в храм «на помин родителей». Кроме того, медом надо угостить всех вьющихся рядом детей, а то как бы все пчелы не пропали. Хозяйки выпекали блинчики — тоненькие «налiснiкi», а к ним вкуснейшую «маканiну», перетирая мак с сахаром или медом. Еще готовили медовуху, которой угощали каждого заглянувшего в гости. И уж совсем оригинальная белорусская традиция этого дня — есть огурцы, обмакивая их в новый мед.

По погоде медового Спаса делали прогноз на весь сентябрь. А 16 августа узнавали, какая погода ожидается в октябре. Ну а погода в это время, как правило, очень напряженная: с грозами, дождями, ветрами — классические «рябиновые ночи». Считалось, такие стрессы необходимы для вызревания ягод рябины. Если же рябина не поспеет в срок, то осень и начало зимы будут, как говорится, беспутными.

Советская Белоруссия № 149 (24779). Пятница, 7 августа 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter