Стань хозяином своих слов

Начать говорить для людей с тяжелыми запинками речи — что прыгнуть в пропасть с большой высоты...

«Мои попытки что–то сказать вызывали у других только смущение и неудобство. Кто не заикается, вряд ли поймет человека с этой проблемой. Представьте, когда вместо слов вырываются резкие звуки, лицо перекашивается в судороге, ты краснеешь, моргаешь... Вот она, настоящая паника, момент позора. Я устал мучиться из–за своего дефекта. И тогда решил: буду молчать — так лучше», — признание человека с проблемой заикания длиною в 20 лет. К счастью, все это в прошлом. Большое несовершенство оставило лишь малую погрешность.


Начать говорить для людей с тяжелыми запинками речи — что прыгнуть в пропасть с большой высоты. Страх и беспокойство становятся дежурными эмоциями. Приходит осознание: эта проблема — синоним одиночества. «Еще детский невролог А.И.Захаров говорил: «Если заикание не лечить, претерпевает изменение сама личность». Действительно, такие дети нередко замыкаются в себе, становятся напряженными и агрессивными. Оставить все как есть — значит, дать укрепиться неврозу», — поднимает сложную тему врач–психотерапевт психоневрологического отделения РНПЦ оториноларингологии Анжелика Заболотная.


Нарушение темпа, ритма и плавности речи из–за судорожного напряжения мышц речевого аппарата — это и есть заикание. Подобную проблему считают одной из самых древних — еще со времен римского императора Клавдия и оратора Демосфена. А причин, приводящих к дефекту, множество.


Во время беременности женщина перенесла инфекционное или соматическое заболевание? Уже риск нарушений функций центральной нервной системы ребенка, как следствие — вероятность логоневроза. Внутриутробные, родовые травмы, асфиксия? И это возможный старт для будущих проблем. Испуг, длительная психологическая травма, нервное воспитание — одергивания, крики — и даже быстрая речь родителей могут стать спусковым крючком. Кстати, нередко заиканием страдают дети–левши, которых насильно переучивают.


Вообще, принято делить заикание на два вида — невротический и неврозоподобный. Обычно первый — следствие испуга и стресса — это легкий, часто спонтанно проходящий дефект. «Как правило, хорошей седативной микстуры и психотерапии бывает достаточно, чтобы спустя время наступило улучшение. В нашем центре в основном лечатся дети с неврозоподобным типом заикания. Из анамнеза заболевания становится известно, что, например, у матери ребенка была угроза прерывания беременности, грипп или ОРВИ в период закладывания нервной системы плода. Или токсикоз, резус–конфликт и др. Также выясняется: роды проходили слишком стремительно или экстренно было выполнено кесарево сечение. Как правило, у таких детей еще и проблемы с концентрацией внимания, памятью, гиперактивностью», — делится наблюдениями Анжелика Михайловна.


Когда начинать работу над коррекцией логоневроза? Как только заметили его проявления, советуют специалисты. Конечно, можно вылечить и взрослого, но привычка говорить с запинками, годы страха и неудач все же усложняют задачу. Хотя она вполне решаема, утверждает логопед центра Елена Долдова:


— По опыту видим: в большинстве случаев все зависит от желания. Пользуясь полученными навыками — правильным дыханием, тренируя речевой аппарат, работая над артикуляционной мускулатурой, можно добиться того, что окружающие не будут замечать прежде очевидную проблему. Для этого, конечно, нужна сила воли. Ведь придется разрушить рефлекс на речь с запинками, выстраивая ее заново. Это труд. Причем длительный — не одной недели и даже месяца. Иногда взрослым людям приходится заниматься несколько лет.


Дети от 4,5 до 18 лет проходят лечение в психоневрологическом отделении РНПЦ оториноларингологии в течение 25 дней. Это полный курс терапии. Кому–то достаточно одного, иным приходится повторять пройденное спустя время. Если же логоневроз вызван серьезной органической патологией — травмой или асфиксией, — то бороться труднее. Улучшение, конечно, будет, но полного исцеления достичь сложно.


«Основа лечения — комплексный подход. Здесь важно каждое звено длинной цепочки. Это и лекарственная терапия, физиопроцедуры, массаж и акупунктура, а также психотерапия, психологическая и логопедическая помощь», — рассказывает о подходах в центре Анжелика Заболотная. К работе подключается и педагог по музыке. Программа до предела насыщенная, потому речь улучшается даже у тех детей, у кого заикание сопровождалось непроизвольным сокращением мускулатуры. Многие поступают сюда с уже развитым и укрепившимся страхом говорить. Настойчиво и терпеливо их учат всему — правильному диафрагменному дыханию, мягкой голосоподаче, произношению с опорой на ударные гласные, паузам после каждой фразы и др.


В общем, лечение заикания — это еще и кропотливая коррекционно–педагогическая работа. А в самом конце — показательное выступление. Перед выпиской ребята готовят концерт для большой аудитории родителей и медицинского персонала. Что дальше? Придется самостоятельно продолжить занятия дома. Хорошо, когда после курса лечения ребенок начинает ходить на ушу, плавание, хоровое пение — все это помогает закрепиться красивой и плавной речи.


Шесть лет назад в центр попал ученик 11–го класса: сильные запинки не давали произнести и пару слов у доски. Артем мог знать урок лучше всех, но страх начать заикаться заставлял буквально молиться, чтобы его не вызвали. А характер был сильный, амбициозный. При этом одна страстная мечта — продолжить семейную династию, поступить в высшее летное училище. Но все знают: отбор по состоянию здоровья там очень строгий. Потому, попав на лечение в стационар, занимался парень день и ночь.


«Пришел Артем сюда с тяжелой степенью заикания и логофобией, а выписывался лишь с единичными, почти незаметными паузами в речи. Его огромное упорство дало отличный результат. Ведь в лечении заикания от врача и педагога зависят только 20 процентов успеха, остальные 80 — полностью в руках человека. Судьба Артема сложилась благополучно. Он поступил в училище гражданской авиации, блестяще его окончил, стал бортмехаником. Уже создал свою семью... Не раз приходил к нам, чтобы рассказать о своих успехах. И всегда благодарил. Но это не только наша — его личная заслуга», — вспоминает историю своего пациента Елена Долдова.


Кстати, по признанию специалистов центра, один из наших известных тележурналистов был когда–то их пациентом. Имя из–за врачебной тайны, конечно, не раскрыли, но чем это не еще один повод для вдохновенной работы над собой.


Цифра «СБ»


В прошлом году в Республиканском научно-практическом центре оториноларингологии от заикания прошли курс лечения 365 детей, в дневном стационаре — 67 взрослых.


За девять месяцев этого года терапию получили 248 ребят до 18 лет.


Интересно


После фильма «Король говорит!» эту историю узнал весь мир — о том, как ум, талант и образованность перечеркивал один недостаток. И все же герцог Йоркский Альберт вынужден был взойти на престол, хотя сама эта мысль внушала ему ужас. Заикание! Из–за него Альберт не мог выступать публично. И кто знает, что было бы с английским троном, если бы не настойчивость талантливого логопеда Лайонела Лога. Это он вернул уверенность и силы будущему лидеру нации — своему пациенту королю Георгу VI.


Кстати


Логоневроз имеют 1 процент людей в мире. Интересно, что мальчики заикаются в 3 — 4 раза чаще девочек. Так уж природой устроено: женщины хуже ориентируются на местности, зато лучше говорят.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter