«Сталинец» заткнул за пояс «Катерпиллера» и взял Гран-при в Париже

Еще в тридцатые годы прошлого века в СССР зарождалось комбайностроение

ПЕРВЫЕ комбайны «Коммунар» и «Сталинец» мало чем похожи на современные. Из трех моделей «Сталинца» две прицепные — С-1 и С-6. На жатве их тянул трактор, из-за чего слишком много расходовалось топлива. К тому же комбайны были тяжелыми, нередко застревали в поле. Но прогресс не стоял на месте. Через 17 лет после создания первого прицепного «Коммунара» с конвейера сошел «Сталинец-4» — первый советский самоходный зерноуборочный комбайн.


А НАЧИНАЛОСЬ все в далекие 1928—1933 годы, когда в стране массово шла коллективизация. Едва созревали хлеба, на поля выходили все сельчане — от мала до велика, вручную жали колосья, вязали тяжелые снопы. Затем их укладывали в бабки или копны. На токах хлеб молотили и затем чистили. Все вручную или на примитивных машинах.

Подлинным техническим чудом для крестьян тех времен стала жатка-лобогрейка. Она подрезала стебли и сбрасывала их назад. На этой примитивной технике работали два человека, они могли сжать полгектара в час. Затем хозяйства пополнились более совершенными жатками-самосборками. Она укладывала скошенный хлеб сбоку, управлял машиной один человек. Но за ней, как и за жаткой-лобогрейкой, вручную связывали снопы женщины.

Жатка-сноповязалка — следующий крупный шаг в механизации хлебоуборочных работ. Эту машину справедливо можно назвать старшей сестрой комбайна. В ней уже ясно просматриваются детали жатвенного механизма.

В стране действовал масштабный план по строительству полутора тысяч заводов.  На иностранные технологии и оборудование нужны были деньги. Их планировалось получить за счет увеличения экспорта нефти, мехов, зерна.

Однако производство последнего не радовало. Ведь если в 1913 году дореволюционная Россия вывозила около 10 миллионов тонн хлеба, то в 1925—1926-м — лишь 2 миллиона. Товарищ Сталин полагал, что колхозное производство может восстановить объемы экспорта зерна. И в стране, именно по инициативе Генерального секретаря ЦК ВКП(б) начали массово делать комбайны. Сталин резонно считал, что эта техника поможет избавить сельское хозяйство от громадных потерь: «Вы знаете, что самое ответственное дело в зерновом хозяйстве — уборка. Уборка — дело сезонное, и она не любит ждать. Убрал вовремя — выиграл, опоздал — проиграл».

В 1930 году запорожский завод «Коммунар» выпустил первые 347 отечественных комбайнов с одноименным названием. На колхозных полях, хотя и на буксире за трактором, заменил сотни крестьян надежный, производительный и удобный комбайн. Он убирал более двух гектаров в час — вдобавок мог молотить и сортировать зерно. Управляли этой техникой три человека. Ширина «Коммунара» — 4,6 метра. Емкость бункера — 1,8 метра кубического, мотор Форд-НАТИ. Небольшое тяговое сопротивление — можно использовать с маломощными тракторами СХТЗ 15/30 и «Универсал». «Коммунар», а сделан он был по лекалам американского комбайна «Холт-Катерпиллер», спас страну от лишних валютных расходов.

В конце 1931 года в Саратове открыли завод комбайностроения “Саркомбайн”. Он начал выпускать СЗК — такой же конструкции, что и “Коммунар”. С 1932-го по 1937 год с конвейера сошло их 39 000 штук.

Летом 1931 года в опытном цеху нового завода «Ростсельмаш» собрали два первых «Сталинца». Они проходили испытания на полях вместе с иностранными «Оливером», «Холтом» и «Катерпиллером» и показали лучшие результаты. В отличие от зарубежных аналогов они могли убирать не только хлеб, но и подсолнечник, кукурузу и просо. В мае 1932 года с завода отправился первый эшелон со «Сталинцем-1».

В 1936-м люберецкий завод начал делать комбайны СКАГ-5А с шириной захвата в 2,5 метра. Эта прицепная безмоторная техника работала на небольших площадях, где много осадков и низкая температура. Справлялся СКАГ и с уборкой гороха, вики.

Комбайны использовали в северо-западных районах СССР, Сибири, Средней Азии, отправляли на экспорт. В 1937 году они получили диплом Парижской выставки. Всего с конвейера сошло семь тысяч таких машин. В 1941 году началась Великая Отечественная война. СКАГ-5А перестали делать. Навсегда.

После войны, в 1947 году, «Ростсельмаш» выпустил первый «Сталинец-6». Он представлял собой усовершенствованную конструкцию «Сталинца-1» и выпускался до 1958 года.

Как и предшественник, «Сталинец-6» без трактора двигаться не мог. Работал на малых скоростях. Из-за большого веса и наличия двух двигателей — на комбайне и на тракторе — на уборочной много расходовали горючего. Управляли такими агрегатами три человека: тракторист, штурвальный и комбайнер.

Одновременно в СССР работали над созданием более совершенного «Сталинца». И он появился. В 1946 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте сельскохозяйственного машиностроения ученые разработали конструкцию первого советского самоходного комбайна — С-4 («Сталинец-4»). Правительство высоко оценило эту машину. Конструкторы в 1946 году получили Сталинскую премию I степени, через год комбайн начали делать массово.

С-4 перемещаются по полю самостоятельно, без трактора. На площадке водителя — рулевое управление, педаль, муфты сцепления ходовой части, рычаг переключения скоростей, педали тормозов левого и правого колес. Двигатель ЗИС-5 мощностью более 50 «лошадок» с регулятором оборотов и усиленным охлаждением воды и масла. Производительность комбайна при средних условиях — 2 гектара в час. Рабочая скорость — от 2 до 8 километров в час. Вес — около 3,5 тонны.

«Сталинец-4» — это слияние двух комбайнов: «Сталинец-1» и «Коммунар». Причем из каждой сельхозмашины было взято лучшее. Усовершенствования внесли комбайнеры. По их предложениям технику электрифицировали — для работы ночью. Предусмотрели и разгрузку бункера на ходу. Изменения внесены и в первую очистку, улучшена работа стрясной доски.

Самоходный С-4 выпускал Красноярский комбайновый завод, Тульский комбайновый завод, завод «Сызраньсельмаш». С 1947-го по 1955 год его делали под маркой «Сталинец-4», а с 1955-го по 1958-й — «Сталинец-4М».

Владимиру ЛЕВЧУКУ из Березовского района — 80 лет. Но лишь недавно коллектив ОАО «Березовская МТС» проводил его на пенсию. Водителем на грузовике в одном хозяйстве Владимир Федорович проработал более 55 (!) лет. Его судьба — энциклопедия развития сельского хозяйства.

В 12 лет он устроился в хозяйство полеводом — тогда колхоз назывался имени Кирова. Техники мало, труд преимущественно ручной. На уборочной работала зарубежная молотилка, которая стояла на одном месте.  Затем пошли самоходные «Сталинцы». Уже не осталось в живых комбайнеров, которые были с этой техникой на «ты». Владимир Федорович отчетливо помнит, что комбайны, особенно после дождя, частенько застревали. На случай такого ЧП прямо в поле дежурил трактор ДТ.  В конце 60-х после армии Владимир Федорович вернулся в родной колхоз. Вспоминает, что уже тогда хозяйство имело комбайны. Их, впрочем, как и всю технику, берегли как зеницу ока. Хотя намолоты не радовали — на все хозяйство и тысячи тонн не «вытягивали». Да и урожайность слабая — по 17 центнеров с гектара. Но люди не торопились оставлять родное хозяйство, не бежали в город. Знали: нет роднее дома, а на чужбине никто не ждет.

В ТЕМУ

В 1933 году в СССР выпустили 25 тысяч комбайнов, в 1940-м — 182 тысячи. К 1935 году зерновые совхозы убирали ими 97,1 процента площадей.

В 1937 году С-1 представили на Всемирной промышленной выставке в Париже. Он получил высшую награду — диплом Grand Prix.

В июне 1940 года собран 50-тысячный «Сталинец-1».

kovalev@sb.by

Фото Жанны ВАКУЛИНОЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?