Стабилизатор или детонатор?

В Гродно прошла Международная научная конференция «Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе», организованная на базе Гродненского государственного университета имени Я.Купалы. Около 100 ученых из Беларуси, России, Литвы, Украины, Казахстана и Польши искали возможные решения сложнейших проблем современной мировой культуры.
В Гродно прошла Международная научная конференция «Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе», организованная на базе Гродненского государственного университета имени Я.Купалы. Около 100 ученых из Беларуси, России, Литвы, Украины, Казахстана и Польши искали возможные решения сложнейших проблем современной мировой культуры.

Как влияют религиозные предпочтения народов на выбор ими собственного пути исторического развития? В какой мере Церковь имеет право и должна вмешиваться в государственные дела? Почему нередки сегодня случаи использования религиозных организаций в своих целях недобросовестными политиками? Насколько зависят национальные модели общественного устройства от господствующей в стране религии? Эти и многие другие вопросы стали темой активного обсуждения.

Гости научного форума, представлявшие государства самых различных политических и идейных ориентаций, сумели найти общий язык. Наука — промысел спокойный, она не нуждается в эффектных пропагандистских ходах для завоевания публичных симпатий. На конференции не было бурных полемик, дискредитирующих оппонентов и их взгляды из–за их несоответствия неизвестно кем установленным «единым стандартам». Серьезные ученые прекрасно понимают, что смена политических мод — движение калейдоскопическое, а поиск разумных ответов на вызовы времени не терпит суеты и спешки.

Даже краткий перечень главных выступлений позволяет составить представление о разнообразии тем и о высоком уровне конференции: «Белорусско–польско–литовское пограничье: вклад сторон в исследование проблемы» (Н.Н.Беспамятных из Гродно), «Белорусско–украинский религиозный симбиоз» (В.Т.Андрушко, О.В.Зинько и О.В.Огирко из Львова), «Служить и веровать» (Ю.В.Козаченко и С.А.Савик из Минска), «Российское общество и иностранная трудовая миграция» (Н.Г.Кузнецов из Калуги и С.В.Рязанцев из Москвы), «Национальный менталитет, национальный язык и проблема перевода» (А.Т.Кулсариева из Алматы), «Христианские символы в спектаклях Литвы на рубеже XX — XXI вв.» (В.Трускаускайте из Каунаса) и другие.

Общее впечатление участников, сложившееся в ходе дискуссии по заявленным для обсуждения вопросам, можно свести к следующему: религиозные факторы в настоящее время обладают высочайшим потенциалом влияния на духовные и даже экономические процессы, происходящие в современных государствах Европы. Мир не мог не заметить взрыв конфликтов на религиозно–расовой почве во Франции и ряде других стран. Привычные стереотипы рассмотрения политических прав и свобод в привилегированном формате оказались явно устаревшими. Социально–экономические гарантии, каковых требовали обитатели бунтующих расовых окраин европейских городов, подтвердили свою весомость для обществ XXI века. Старый Свет, очевидно, увлекся игрой в демократию и либерализм, оставив вне поля зрения повседневную стабильность для большинства населения. И обеспечивать ее призваны как институты Церкви, так и уверенная в своем духовном авторитете светская власть. Уверенность же эту не добыть скоротечными «пиар»–кампаниями, она — плод напряженного ежедневного труда всей управленческой «вертикали». Последняя же — как показал свежий опыт Европы — всегда востребована в непростых условиях существования новых суверенных государств. Ибо программу очередного передела мира — в том числе и усилиями некоторых служителей культа — на пользу особо влиятельной группе стран пока еще «никто не отменил».

Страны бывшего СССР, как подчеркивали многие участники форума, сталкиваются со схожими проблемами. Их не решить простой сменой геополитического вектора, нужен поиск собственного — неизведанного — пути.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter