Стаў сноп на сто коп

Календарь и традиции
В традиционном народном календаре предстоящую неделю открывает Анна–зимоуказательница, или «Ганна–халаднiца» (7 августа). По наблюдениям, если на Анну случится холодный утренник, студеной ожидается и вся будущая зима. А еще — какая погода в этот день до обеда — такими будут зазимки до декабря. Погода второй половины дня также маркирует характер зимы в целом. Анна не просто идет следом за Борисом и Глебом, Ильей, но об руку с ними: «Барыс з Ганнай не гуляюць, святому Iллi памагаюць: жнуць, вязь вяжуць, копы лiчаць, дамоў снапы звозяць». В некоторых регионах Беларуси на Ганну работать можно было только на толоке, помогая вдовам или кому–то из родственников, соседей.

фото белта

Если на южных и юго–западных территориях уже вовсю шла уборочная, на центральной Минщине жатва только набирала оборот. Надо отметить, общий обряд зажинок всегда имел какие–либо свои местные особенности и отличия. Но вот «зажынальнiцай» обязательно выбиралась хорошая хозяйка, трудолюбивая, энергичная — «увiшная», символизирующая «спраўны» ход всего «жнiва». Обычно первыми на ниву выходили сама «гаспадыня» с дочками или с невестками, кое–где на поле отправлялись только «дзяўчаты»: в сочетании «дзявоцкасцi» и еще нетронутости поля тоже просматривался определенный символизм. С собой брали хлеб и свежий белый сыр. К ниве относились как к живому существу и, придя, с ней здоровались: «Добры дзень, нiўка, ядраное жыта!» Сжав несколько стеблей, скручивали из них перевясло и подпоясывались им. Первый сноп ставили со словами: «Стаўлю сноп на сто коп, на тысячу мерак», клали под сноп хлеб и сыр как дар для поля и всей земли. Вообще, в первый выход нажинали небольшой сноп, его уважительно называли «гаспадаром». Сноп перевязывали красной лентой и несли домой, «на покуць» — в красный угол, к иконам, чтобы зерно от него во время нового сева подмешать в семена — для доброго урожая. Отмечали зажинки чаще всего в субботу вечером. Накануне все тщательно убиралось — выметали двор, мыли в доме, стол застилали белым «абрусам», как на великий праздник. Готовилась «святочная вячэра», во время которой обязательно съедались хлеб и сыр, принесенные с поля и впитавшие его дух. За столом пели песни о ниве, которой «надакучыла ў полi стаяць i спелым коласам махаць». Музыковеды высоко оценивают звуковой материал «жнiўных» песен, записанный во время самой работы: построение, ритмика и мелодика сочетаются так, что у жнеи есть возможность перевести дыхание и совершенно свободно «пускаць голас, каб усё поле звiнела».

В один день с Анной вспоминали и Макара, который, ступая за Ильей–«грамоўнiкам», ассоциировался с августовскими ливнями: «Макар налье ў рукаў».

9 августа — день Пантелеймона–целителя. В это время собирают второй большой урожай лечебных трав. У некоторых растений целебными свойствами обладали не вершки, то есть надземная, листовая часть, которая созрела к Купалью, а корешки. Теперь и они находились в стадии готовности.

12 августа вспоминают апостолов Силу и Силуана. В народном представлении их имена обыгрываются созвучно слову «сила». Работы на поле практически не прекращаются, кое–где уже начинался сев озимых: «Хто на Сiлу жыта пасее — у таго на хлеб будзе надзея», «Рожь, посеянная на Силу, родится сильно».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ГОРЯЧАЯ ТЕМА: