К чему приведет соперничество между ведущими геополитическими игроками

США и Китай: война «символов»

Если в области большой политики на этой неделе тема палестино-израильского конфликта занимала все медийное пространство, то в мировой экономике основное внимание было приковано к очередному раунду торговых переговоров США и Китая и предстоящей 26 — 28 октября встрече глав внешнеполитических ведомств двух стран.

С ружьем за пазухой

Во вторник Министерство финансов КНР сообщило, что китайско-американская рабочая группа по вопросам экономики провела первое заседание по видеосвязи. Однако основное внимание глобальных корпоративных кругов было приковано все же к ожидаемым переговорам в Вашингтоне госсекретаря США Энтони Блинкена с главой канцелярии Комиссии Центрального комитета Коммунистической партии Китая по иностранным делам, министром иностранных дел КНР Ван И.

Госдеп США в своем пресс-релизе в преддверии этой встречи сообщил, что «Соединенные Штаты продолжат использовать дипломатические возможности для продвижения американских интересов и ценностей, устранения разногласий и достижения прогресса при решении общих международных проблем». Внешнеполитическое ведомство США прикладывает усилия к так называемому ответственному управлению американо-китайскими отношениями и поддержанию открытых каналов связи.

Газета The Wall Street Journal указала, что в Вашингтоне Ван И будет обсуждать с Блинкеном подготовку к возможному участию Председателя КНР Си Цзиньпина в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который пройдет в Сан-Франциско (штат Калифорния) в середине ноября 2023 года.

Чего добиваются США?  
Вашингтон пытается «договориться» с Китаем, как это было в 70‑е годы прошлого века, используя ту же стратегию — через экономику, путем ослабления геополитических связей Пекина и Москвы и замены их меркантильными выгодами для китайских корпораций и экономики.
Но Пекин прекрасно понимает эти тонкости и конечные цели американских политических и корпоративных элит, ориентированных на «убийство» поодиночке своих ключевых конкурентов — России и Китая.

Как результат, переговоры официально идут «красиво», а на деле сопряжены с ростом взаимных выпадов США и Китая. Так, накануне визита Ван И руководитель пресс-службы госдепа США Мэттью Миллер сообщил, что Соединенные Штаты приняли решение ввести односторонние санкции в отношении трех китайских компаний, считая, что те передавали материалы или технологии для производства баллистических ракет Пакистану. 17 октября США ввели экспортные ограничения против 13 организаций из Китая, среди которых компании технологического сектора. Ранее, 13 сентября 2023 года, Энтони Блинкен в открытую заявил, что Россия и Китай сейчас представляют «самую острую угрозу миропорядку» на планете.

Интересно, что чуть позже, 16 — 17 сентября, на Мальте состоялись переговоры советника по национальной безопасности администрации президента США Джейка Салливана и главы МИД КНР Ван И, в ходе которых обсуждались вопросы глобальной и региональной безопасности, конфликт в Украине. А китайские госСМИ в июле сообщали о том, что все же был достигнут некий консенсус в рамках торговых переговоров между заместителем премьера Госсовета Китая Хэ Лифэном и министром финансов США Джанет Йеллен. Но официальной информации об этом консенсусе нет.

Никто не готов уступать

Несложно догадаться, что именно предлагают США официальному Пекину — «сохранение инвестиций в экономику, сохранение объемов экспорта китайских товаров в США и Европу, поддержка на фондовых рынках высоких котировок китайских компаний». В обмен Вашингтон требует от Китая, помимо антироссийского маневра, приведения курса китайского юаня к его реальной рыночной стоимости. То есть США считают курс китайской валюты заниженным и настаивают на его укреплении по отношению к доллару.  
Заниженный курс юаня делает китайские товары при поставке на американский рынок еще более дешевыми. Повышение же курса приведет к удорожанию продукции из КНР и позволит американским корпорациям легко конкурировать на внутреннем рынке с китайскими производителями по цене.
В первую очередь это касается автомобилей, спецтехники, оргтехники и других товаров.


Пекин осознает всю «лисью сущность» американских элит и просто пойти на поводу Вашингтона не готов. Китайцы любят символизм, поэтому оказывают скрытое давление на переговорщиков-американцев. Так, накануне переговоров США и Китая налоговые органы Поднебесной устроили проверки тайваньской компании Foxconn — главного поставщика комплектующих для корпорации Apple. Налоговики материкового Китая провели проверки ключевых предприятий Foxconn в провинциях Гуандун и Цзянсу.

Кроме того, министерство торговли Китая объявило о введении с 1 декабря ограничений на экспорт графита, который необходим в том числе для производства аккумуляторов для электромобилей. Ранее китайские власти уже вводили отдельные ограничения на экспорт графита, однако не слишком серьезные. При этом в июле 2023‑го Пекин ограничил экспорт галлия и германия, которые используют в производстве полупроводников и других высокотехнологичных изделий.

22 октября американское издание The Sun сообщило, что Китай направил шесть военных кораблей на Ближний Восток из-за риска усугубления конфликта между Палестиной и Израилем. Было отмечено, что «напряженность в регионе кипит и израильский кризис может перерасти в тотальную войну».

Интересно также, что накануне переговоров парламент Китая назначил новым главой министерства финансов страны секретаря парткома провинции Шаньси Лань Фоаня. Напомним, что в китайско-американскую рабочую группу входят именно главы финансовых ведомств США и Китая. Отмечу и еще один важный факт. На днях Председатель КНР Си Цзиньпин подписал указ о снятии бывшего министра иностранных дел КНР Цинь Гана с поста члена Государственного совета КНР, который долгое время работал послом КНР в США.
Как видим, США пытаются склонить Китай на свою сторону, используя в переговорах финансово-экономические и технологические рычаги воздействия. Ни одна из сторон не готова показать слабину, но и вступать в открытый конфликт или вооруженное противостояние не намерена. В результате КНР и США ведут войну «символов», совершая косвенные «уколы» друг друга через всевозможные санкции, ограничения, проверки и кадровые решения.
Одновременно Вашингтон не питает иллюзий в отношении официальных властей Китая, Коммунистической партии КНР и признает Поднебесную в качестве «самой острой угрозы англосаксонскому миропорядку».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter