Сродни высадке человека

17 ноября 2010 года исполняется 40 лет с того момента, когда уникальная советская самоходная исследовательская лаборатория «Луноход-1» сошла с унифицированной посадочной платформы станции «Луна-17» на поверхность Луны в Море Дождей.

Через 40 лет после «Лунохода-1» освоение Селены выходит на новый уровень

17 ноября 2010 года исполняется 40 лет с того момента, когда уникальная советская самоходная исследовательская лаборатория «Луноход-1» сошла с унифицированной посадочной платформы станции «Луна-17» на поверхность Луны в Море Дождей.

История в цифрах

Созданный в КБ Машиностроительного завода (позже - НПО) имени С.А.Лавочкина (МЗЛ) под руководством главного конструктора Г. Н. Бабакина, «Луноход-1» стартовал на борту  автоматической станции «Луна-17» 10 ноября 1970 года.

15 ноября «Луна-17» вышла на орбиту искусственного спутника Луны.

17 ноября в 6 часов 46 минут станция достигла поверхности Луны, а в 9 часов 17 минут была дана команда «10 метров вперед».

«Луноход-1» проработал на поверхности Луны, собирая научную информацию, до середины сентября 1971 года, хотя первоначальная программа исследований была расписана всего на три месяца.

Он проехал по поверхности Селены 10 540 м и передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий.

 «Сидячие космонавты»

Несмотря на успех миссии, команде "Лунохода" не повезло - по многим причинам.

В большой степени это относится к «сидячим космонавтам» - экипажу, управлявшему КА «Луноход-1» с Земли. Первое время даже само их существование скрывалось от широкой общественности. В сообщении ТАСС 18 ноября 1970 года говорилось: «Передвижение по Луне самоходного аппарата осуществляется с помощью восьмиколесного шасси... Управление движением «Лунохода-1» производится из Центра дальней космической связи с использованием телевизионной информации о положении аппарата и характере рельефа окружающей лунной поверхности...». Несмотря на вполне гражданское предназначение лунохода, членов экипажа на долгие годы засекретили. Даже когда те давали небольшие интервью для центрального телевидения, их представляли без имен. Фамилии сидячих космонавтов были названы лишь спустя 23 года в «Красной звезде».

Отряд водителей луноходов был создан в СССР в 1967 году. Было отобрано 14 офицеров командно-измерительного комплекса (КИК – в настоящее время Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами им. Г.С.Титова (ГИЦИУ КС)) - будущих членов экипажа лунохода. Командование КИК приняло решение о создании трех групп. Одна – Ю.Ф. Васильев, А.Е. Кожевников, Н. Я. Козлитин, Л. Я. Мосензов и И.Л. Федоров – была направлена в ОКБ им. С.А. Лавочкина, где полным ходом шли испытания бортовых систем лунохода, другая – В.Г. Довгань, Н.М. Еременко, Н.Н. Иванов, А. И. Калиниченко, Г.Г. Латыпов, В.М. Сапранов и В.И. Чубукин, изъявивших желание стать водителями лунохода - в Ленинградский ВНИИТрансмаш, возглавляемый в то время Главным конструктором А. Л. Кемурджианом, специалистами которого уже было создано шасси лунохода. А третья – будущие штурманы экипажа K.К. Давидовский и В.Г. Самаль – в Институт космических исследований, где в одном из его отделов была сформирована оперативная научная группа от АН СССР под руководством Б.В. Непоклонова.

Вячеслав Георгиевич Довгань, председатель Центрального совета Союза ветеранов Космических войск, входивший в экипаж в качестве водителя «Лунохода-1» рассказал о том, как происходили те легендарные события: «Телевидения тогда у нас не было. Двадцать пять кадров - в секунду. Нам передавали фотографию на экран с помощью видеоконтрольного устройства на пульте управления. Это было черно-белое изображение, и оно "стояло" от 10 до 20 секунд. А луноход-то движется. Вот в чем дело. Следующий кадр приходит, а он совершенно другой. Потом оказалось, что это не сложно для нас, потому что привыкли, в основном, с помощью тренировок».

У Вячеслава Георгиевича есть необычное водительское удостоверение, выданное Федерацией космонавтики. Оно имеет вид обычных "корочек" с фотографией, где записано, что Довганю присвоена квалификация водителя лунохода. Такие удостоверения имеют еще только два человека, члены экипажа лунохода.

Невезение в «лунной гонке»

Миссия «Лунохода-1», безусловно, является одним из самых важных достижений российской космонавтики, но, к сожалению, о ней вспоминают не так часто, как о других вехах в истории знаменитой «лунной гонки».

Дело в том, что за несколько месяцев до старта «Лунохода-1» в космосе побывала станция «Луна-16», которая доставила на землю образцы лунного грунта. Именно за это достижение ряд сотрудников Завода имени Лавочкина были отмечены государством. Награждать фактически тех же людей второй раз за год «наверху» посчитали излишней щедростью. Награды участники событий 1970 года все-таки получили, но уже в 1973 году, после того как успешно прошла экспедиция «Лунохода-2».

А, кроме того, успех «Лунохода-1» в то время не мог затмить горечи от проигрыша главного этапа «лунной гонки» – лишь годом ранее Соединенные Штаты успешно произвели высадку астронавтов на Луне, в то время как советская пилотируемая экспедиция была фактически сорвана.

Будущее

Это сейчас очевидно, что с точки зрения науки и техники успешная экспедиция «Лунохода-1» имела, как минимум, такое же значение, как и высадка человека. Ведь чем глубже люди проникают в космическое пространство, тем выше значение аппаратов, роботов. Пилотируемой экспедиции на Марс, о которой столько говорят в последние годы, будут предшествовать запуски по меньшей мере десятка аппаратов, «потомков» первого «Лунохода».

Один из этих потомков – «Селеноход», созданный командой молодых российских ученых, участвующий соревнованиях на приз Google Lunar X Prize. Задача перед машиной стоит непростая: аппарат должен совершить мягкую посадку на Луну, проехать по ней 500 м, провести видеосъемку и переслать отснятый материал на Землю.

«Селеноход» – единственная российская команда в проекте Google Lunar X Prize. Молодые российские ученые надеются не только выиграть новую коммерческую лунную гонку, но и сделать освоение космического пространства прибыльным бизнесом. Разработки, которые будут созданы в процессе реализации проекта, планируется превратить в коммерческие продукты космического назначения.

Через 40 лет после «Лунохода-1» освоение Селены выходит на новый уровень.

Пресс-служба Роскосмоса

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?