Средство от повышенной кислотности

Молочные реки бывают разве что в сказках...

Молочные реки бывают разве что в сказках. В реальности даже маленького ручейка, наполненного ценным продуктом, не увидишь. А вот водоемы, засоренные отходами молочного производства, встречаются. Бывает, что перерабатывающие предприятия сливают в воду сыворотку, оставшуюся после производства сыров, творога, казеина. Несмотря на мирное название, этот продукт по своим свойствам сопоставим с боевыми поражающими веществами. Если и утрирую, то немного. Сыворотка запросто может выжечь всю микрофлору. И, попав в очистные сооружения, привести их в негодность. Факт этот известный. Поэтому предприятия отчитываются перед экологическими службами, как распорядились отходами.


— Часть идет на переработку, часть отправляется на животноводческие комплексы для выпойки телят, — рассказывает начальник отдела госконтроля за охраной использования водных ресурсов Могилевского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Казенков. — А еще часть в документах значится «списанным по акту». Иными словами — сливается в канализацию. И в немалых объемах. В прошлом году, например, молокозаводы области «списали» так более 20 процентов сыворотки. А это — 37 тысяч тонн агрессивного вещества и более чем 15 миллионов рублей штрафов, выписанных предприятиям и ответственным работникам. Для заводов, может, и не столь значимая сумма. Но сейчас наказание будет более суровым. С начала года сыворотке присвоен 3–й класс опасности. И штраф за ее незаконную «утилизацию» составляет уже 196 базовых величин за каждую тонну, вылитую на землю или в водоем.


И сейчас предприятия, чтобы избавиться от сыворотки, готовы отдавать ее хозяйствам за копейки. В Чаусском районе, например, — по 700 рублей за тонну. В Осиповичском — по 2.000 рублей. На Мстиславщине вообще поставляли сыворотку на животноводческие комплексы бесплатно — только бы взяли. Транспортные расходы по ее доставке предприятия в основном берут на себя. Несут убытки и... выбрасывают солидные суммы в иностранной валюте. Ведь высушенная сыворотка — ценный и дорогой продукт. Ее используют в хлебопекарной и кондитерской промышленности. И стоит она совсем не 700 рублей за тонну — в среднем около полутора тысяч долларов. Так что глубокая переработка молока позволяет предприятиям не только экологию беречь, но еще и зарабатывать солидные деньги. Для того чтобы сушить сыворотку, в Могилевской области смонтировали две установки — в ОАО «Бабушкина крынка» и в производственном цехе ОАО «Быховмолоко» в Чаусах. Однако их хватает только на переработку половины объемов этого «отхода производства», получаемого в области, — примерно 70 тысяч тонн. А куда девать остальное?


Между тем развитие этого направления может стать настоящим золотым дном. К примеру, Осиповичский молочный комбинат, в прошлом году переработав в Чаусах сыворотку, получил 60 тонн порошка. Продал его в Россию за 84 тысячи долларов. Хорошие деньги на «отходах» производства! Специалисты подсчитали: чистая прибыль от выпуска сухой сыворотки составляет минимум 800 тысяч рублей за тонну. А, например, в «Бабушкиной крынке» рентабельность производства этого продукта достигает 50 процентов. Почему бы не расширить перерабатывающие мощности?


— Не все так просто, — комментирует ситуацию начальник управления контроля за работой агропромышленного, лесохозяйственного и природоохранного комплексов КГК Могилевской области Вячеслав Осмоловский. — Существует государственная программа развития молочной отрасли на пятилетку, принятая в ноябре 2010 года. И проблему переработки всей сыворотки она не решает уже сегодня. В ближайшие годы производство сыра в стране вырастет минимум в полтора раза. Значит, и сыворотки станет больше. И что, опять выливать ее в лес? Сейчас по ее переработке Беларусь на шаг впереди соседей — России и Украины. Надо воспользоваться ситуацией и срочно вносить изменения в существующие программы, строить заводы. Чтобы первыми завоевывать еще не освоенный, но весьма перспективный рынок.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter