Средства и передвижение

Об автомобилях

Новость, которая зацепила: по уровню автомобилизации Беларусь обогнала Венгрию, Польшу, Словакию и Чехию. Об этом сообщил замминистра транспорта и коммуникаций А.Нестерович. По его мнению, в ближайшие пару лет по показателю «количество машин на 1.000 человек» мы можем догнать Германию.


...Если всерьез задуматься над определением качества жизни общества, то приходишь к выводу: самым доступным и емким критерием оного является автомобиль. Наличие дорогого мобильника или галстука а–ля «Бриони» дает весьма ограниченную информацию о состоянии портмоне или карт–счета владельца. Модный аксессуар можно позволить себе и при средней зарплате, которая, по сведениям Минтруда, достигла 445 долларов (иногда ведь чертовски хочется жить красиво!), и при доходах на порядок выше. Гораздо больше о благополучии людей могли бы рассказать их жилищные условия. Но для этого надо идти в гости (вы давно там бывали?), предварительно получив приглашение...


С автомобилем все гораздо проще. Потому как, во–первых, за ним все–таки стоят достаточно серьезные капвложения и расчет возможностей «потяну — не потяну». А во–вторых, машина всегда на виду. Каждый из нас в курсе, на чем ездят его соседи и коллеги... Суммировав личные наблюдения и официальные статсводки, я попробовал смоделировать типовой «белорусский» автомобиль. Он оказался совсем не таким, каким был еще два–три года назад.


Прежде всего — цена. 7.486 долларов — за такую сумму в среднем, по данным Национального статкомитета, белорусы покупали автомобили в январе — августе этого года. Это почти на треть (!) дороже прошлогодних покупок. То есть машин в стране стало не только больше, но и качество их изменилось. Если еще не так давно «среднестатистическими» авто были простенький «Фольксваген–Пассат», выпущенный в начале 90–х, или такого же возраста «Ауди–100», то сейчас это, например, «Пежо–406» с хорошим электропакетом, кондиционером и возрастом меньше десяти лет.


То есть у населения появилась выраженная тяга к комфорту, за него граждане готовы платить. Это, конечно, естественный закон развития: хорошее хочется менять на лучшее. Изюминка в другом. Некоторые наши автомобилисты, по моим наблюдениям, вообще не стоят за ценой. Об этом я думал на днях в московском аэропорту «Внуково–3», когда наблюдал, на чем передвигается российская бизнес–элита. «Мерседесы» S–класса, «Ягуары», «БМВ–Х5», «Инфинити»... Эти марки уже стали обыденностью и в Минске, встречаются даже в райцентрах. Какие экономические процессы отражаются в этом любопытном явлении? Ведь престижную новую модель «за зарплату» не купишь. Замечу, российская публика, которая пользуется услугами «Внуково–3», может позволить себе тур в Альпы на личном самолете. А что наши владельцы дорогих автомобилей? Что стоит за их приобретениями: тщеславие или тоже внушительные капиталы?


Если судить по машинам, в Беларуси параллельно со средним формируется и класс состоятельных. В ГАИ зарегистрировано по полсотни «Хаммеров», «Олдсмобилей», «Бьюиков», полторы сотни «Ягуаров», больше двухсот автомобилей «Порш»... Но есть и очень даже состоятельные люди. По белорусским дорогам колесят несколько «Бентли», «Майбахов», «Мазерати» и считающихся верхом престижа «Феррари». Последняя из зарегистрированных, кстати, не какая–нибудь б/у, а машина, сошедшая с конвейера в этом году. (По самым скромным оценкам, стоит этот «конь» столько же, сколько элитная трехкомнатная квартира в хорошем районе Минска.) Вряд ли эти автомобили можно позволить себе, работая на госпредприятии. Значит, частный бизнес у нас, вопреки жалобам скептиков, неплохо развивается?.. Кстати, было бы любопытно, если бы статистики подсчитали не только «количество автомобилей на 1.000 населения», но и «количество дорогих автомобилей». Сдается, что и по этому критерию мы уже догоняем Европу. Во всяком случае, могу заверить: класс автомобилей на улицах Минска ничуть не уступает тому, который на улицах Вены. Если не сказать больше. Например, амбициозные джипы с расходом топлива 25 — 30 литров на 100 км в Вене встречаются гораздо реже, чем у нас. С другой стороны, «автомобильный» облик городов зависит не только от доходов их жителей, но и от особенностей мышления, чувства вкуса. Во многих европейских столицах рядом с автопарковками встретишь велосипедные. Двухколесный механический транспорт там очень популярен. И вовсе не от бедности...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter