Что будет со стоимостью бензина в этом году

Сравним октановые числа

С 8 февраля автомобилисты стали покупать топливо по новой цене. Рост незначительный — литр бензина и «дизеля» обходится теперь на две копейки дороже. В концерне «Белнефтехим» рассказали, что это связано с ростом стоимости нефти за прошлый год. К тому же с 1 февраля увеличены ставки акцизов на нефтепродукты. Впрочем, даже после этого подорожания цена топлива в нашей стране по–прежнему остается самой низкой в Европе. На этот принципиальный момент обратил внимание член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно–энергетическому комплексу, транспорту и связи Валерий Курсевич:

— Стоимость топлива в Беларуси на 10 — 12 процентов меньше, чем в России, не говоря уже про Украину, Польшу и страны Балтии, где бензин дороже нашего в полтора–два раза. Немногие государства имеют топливо дешевле, чем у нас, но практически все эти страны добывают и экспортируют углеводороды (Туркменистан, Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Венесуэла, Катар и другие).

Тут возникает резонный вопрос: почему же бензин не дешевел, когда нефтяные котировки ползли вниз? Эксперты объясняют это тем, что цена на нефть для Беларуси связана не только с мировой конъюнктурой. Наша нефтепереработка уже несколько лет работает в условиях так называемого налогового маневра России. Он предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых, который закладывается в стоимость сырья. Вдобавок при экспорте нефтепродуктов НПЗ платят пошлину в бюджет. Получается, условия льготной стоимости российской нефти для нас нивелируются. В 2017 году, например, за тонну черного золота стране приходилось платить около 80 процентов от ее мировых котировок.

— Когда еще недавно нефть на мировых рынках дешевела, для Беларуси она дорожала. За три года мировые котировки снизились на 22 процента, но сырье для белорусских НПЗ подорожало на 35 процентов. При этом цена нефтепродуктов в долларовом эквиваленте за это время снизилась примерно на 40 процентов, — приводит расчеты эксперт в области энергетики Татьяна Маненок.

Все это, естественно, сказывается на рентабельности производства, при том, что стоимость нефти постепенно растет. Поэтому в «Белнефтехиме» считают необходимым как минимум привести белорусские цены на топливо к паритету с ценами российского рынка. Пока нас выручает выгодная экспортная конъюнктура, что, впрочем, не исключает необходимости скорейшего завершения модернизации НПЗ.

— Переработка нефти — крайне капиталоемкий процесс. Чтобы сохранять ее рентабельность, необходимо модернизировать производство, — объясняет Валерий Курсевич. — Повышение глубины переработки нефти, получение новых продуктов позволит нашим нефтеперерабатывающим заводам получить дополнительную прибыль и оставаться конкурентоспособными на мировом рынке.

По прошлому году глубина переработки нефти на «Нафтане» оценивается на уровне 73 процента, на Мозырском НПЗ — 78.

— Модернизация этих предприятий позволит им довести эти показатели как минимум до 90 процентов и увеличить выход светлых продуктов не менее 70 процентов. Это высший пилотаж в нефтепереработке, — заявил недавно в Парламенте вице–премьер Владимир Семашко. К примеру, сегодня такой уровень гарантирует 50 — 60 долларов дополнительной прибыли на каждой тонне нефтепродуктов.

По расчетам Правительства, модернизированный Мозырский НПЗ должен выйти на проектную мощность к середине следующего года, а «Нафтан» — к середине 2020–го.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter