Эксперты — об итогах заседания Высшего Евразийского экономического совета

Сработали на пятерку

В прошлую пятницу в формате видео-конференц-связи прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета. Традиционно большое внимание привлекло выступление Президента Беларуси Александра Лукашенко. Руководитель страны обозначил приоритеты развития интеграционного объединения. Особое внимание он уделил воп-росу преодоления санкционного давления. 

Что касается повестки заседания, то она включала 15 вопросов. Главам государств союза доложено о ходе исполнения стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года по итогам 2021-го, о реализации основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза на минувший год, об основных ориентирах макроэкономической политики государств ЕАЭС на 2022—2023 годы. О наиболее значимых решениях, принятых руководителями интеграционной «пятерки», мы попросили проанализировать экспертов.

Стратегический подход

На заседании Высшего Евразийского экономического совета 27 мая Евразийская экономическая комиссия представила главам государств доклад о ходе исполнения Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Президенты дали высокую оценку ее исполнения. Стратегия-2025 содержит 11 направлений дальнейшего развития интеграции и 332 меры и механизма их реализации. План по исполнению Стратегии-2025 раскрывает и конкретизирует эти меры и механизмы с помощью 523 мероприятий.

Артак КАМАЛЯН, министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии:

— Реализовать цели промышленной политики ЕАЭС в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры можно только в рамках парадигмы «сильный союз — сильный бизнес». Несмотря на негативные последствия пандемии COVID-19 и введение целого ряда ограничительных мер со стороны третьих стран, в ЕАЭС сформировалась устойчивая к мировым экономическим кризисам инфраструктура интеграции, обладающая значительным потенциалом для дальнейшего развития. Благодаря согласованной работе государств союза в пандемийном 2020 году промышленное производство в ЕАЭС снизилось менее чем на 2 процента по сравнению с 2019-м. А в прошлом году достигнут рост, превышающий 5 процентов. Однако сегодня государства евразийской «пятерки» столкнулись с необходимостью переосмысления стратегических приоритетов. Своей задачей мы видим создание условий, при которых инвестиции, инновации и интеграция в совокупности будут способствовать появлению на рынке новых продуктов и услуг. Один из приоритетов в работе — углубление промышленной кооперации. Сегодня на площадке ЕЭК обсуждаются кооперационные проекты по 20 отраслевым направлениям, а в фармацевтике и авиастроении приняты конкретные планы мероприятий. Для развития системы финансирования промкооперации планируется дорабатывать имеющиеся и внедрять новые инструменты. Еще одна важнейшая мера — донастройка существующих и создание новых логистических коридоров, необходимых для создания благоприятных условий по перемещению товаров как внутри ЕАЭС, так и за рубеж. Учитывая значительные расстояния между промышленными центрами и центрами потребления, вопрос сокращения издержек на логистику в наших странах стоит более остро, чем во многих других государствах. Поэтому создание новых логистических коридоров будет способствовать решению этой задачи, а также появлению новых производственных центров и городов, развитию совместных предприятий в странах ЕАЭС. Дополнительным стимулом может стать создание особых экономических зон и индустриально-инновационных центров на плече новой транспортной инфраструктуры.

Задача «макро»

На заседании Высшего Евразийского экономического совета 27 мая главы государств утвердили основные ориентиры макроэкономической политики на 2022—2023 годы. Документ был подготовлен с учетом сложившейся ситуации высокой неопределенности в глобальной экономике и экономиках стран ЕАЭС. Государства намерены выработать и реализовать комплексные меры по обеспечению макроэкономической стабильности и устойчивости к внешним вызовам, а также интенсифицировать усилия по выполнению национальных и интеграционных мер, направленных на достижение цели по выходу союза на траекторию опережающего развития.

Сергей ГЛАЗЬЕВ, министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии: 


— Основные ориентиры ставят целью обеспечить внутреннюю устойчивость экономик государств союза и создать условия для выхода в долгосрочной перспективе на траекторию ежегодного прироста ВВП союза темпами 4,5—5,5 процента. Для достижения этой цели первоочередными направлениями должны стать обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости к внешним вызовам, формирование благоприятных условий для наращивания инвестиций в реальный сектор экономик, развитие научно-технологического и производственного потенциала союза, а также расширение возможностей внутреннего рынка ЕАЭС и укрепление взаимовыгодных отношений с третьими странами.

Расширяя границы взаимодействия

На заседании Высшего Евразийского экономического совета Евразийская экономическая комиссия представила главам государств доклад о реализации Основных направлений международной деятельности ЕАЭС на 2021 год.

Как отмечается в документе, прошлый год стал значимым с точки зрения развития уже существующих направлений международной деятельности союза путем их наполнения практическим содержанием. Объем внешней торговли ЕАЭС с третьими странами в минувшем году увеличился на 35,1 процента и достиг 844,2 миллиарда долларов. Увеличилось число новых партнеров союза. Вместе с тем в нынешних реалиях странам ЕАЭС нужно активнее выходить на новые рынки сбыта своей продукции.

Андрей СЛЕПНЕВ, министр по торговле Евразийской экономической комиссии: 

— Обстоятельства, в которых вам приходится сейчас планировать свою внешнеэкономическую деятельность, конечно, изменились, но они одновременно создают и совершенно беспрецедентные новые возможности. Спрос на продукцию предприятий союза не только не сократится, он будет возрастать. Ландшафт рынка ЕАЭС во всех сферах (и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в услугах) теперь будет иным, что связано с изменением структуры участников. Конечно, часть компаний уходит, и возможное возобновление сотрудничества не будет автоматическим. Но открываются перспективы для наших собственных производителей — и для малого, и для среднего бизнеса, и для крупных компаний — по реальному развитию своих технологий, продуктов, а также их продвижению. Современного производства и технологического развития не может быть на базе только собственного внутреннего рынка, так как это путь в технологическую отсталость. Необходимо сразу ориентироваться на экспорт, на продвижение своей продукции вовне, на работу на серьезном международном рынке. С учетом договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ, в котором участвуют все страны ЕАЭС, текущая эффективность реализуемой торговой политики ЕЭК выражается в уже открытых для получения преференций евразийскими товарами рынках с совокупным населением почти 300  миллионов человек и ВВП около 750 миллиардов долларов. 

КОМПЕТЕНТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

«ЕАЭС — проект цивилизационный, способный кардинальным образом изменить всю политическую и экономическую архитектуру Евразии».

Почему так важно стать сопричастным к формированию общих правил жизни в государстве, рассказала председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Татьяна Рунец

— Мы отчетливо видим, что санкционный прессинг коллективного Запада в отношении Беларуси и России не ослабевает, преследует вполне определенные цели — затормозить технологическое и экономическое развитие конкурентов. И в этой связи особое значение приобретает Евразийский экономический союз, который призван не только укрепить и обеспечить на равноправных условиях функционирование и развитие промышленно-экономической сферы, устранить торговые барьеры, наладить финансовые и логистические потоки, но и непосредственно защитить экономики стран-участниц от незаконного санкционного давления коллективного Запада. 

Прошедшее заседание Высшего Евразийского экономического совета отчетливо показало важность создания в рамках Евразийского экономического союза совместных компаний, производственных и отраслевых кластеров, которые могли бы заместить критический импорт по широкой номенклатуре комплектующих и изделий. 

Кстати, здесь особо стоит отметить, что Беларусь не только сохранила многие, так необходимые сейчас для России производственные и научно-технологические компетенции, но и активно их развивала в той же микроэлектронике, IT-сфере, сельхозмашиностроении, приборо- и станкостроении, нефтехимии. Все это позволит обеспечить рост объемов взаимных инвестиций и поспособствует развитию соответствующих направлений промышленности и производства.

По своей сути Евразийский экономический союз с его огромными производственными возможностями и запасами полезных ископаемых, большими объемами трудовых и финансовых ресурсов — это фактически цивилизационный проект, призванный построить общее экономическое пространство для равноправного сотрудничества стран-участниц. Он способен кардинальным образом изменить всю политическую и экономическую архитектуру Евразии. И Республика Беларусь в этом плане (за счет сохранения и дальнейшего развития своей производственной и научно-технической базы по направлениям критического импорта) имеет уникальную возможность гармонично вписаться в этот проект.

anufrieva@sb.by

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter