Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Когда я уволилась, коллеги завидовали». Минчанка полгода проработала в долг

Сработала в минус

Высокая зарплата, бесплатный абонемент в спортклуб для лучшего сотрудника… Кажется, вот она – идеальная работа. Но, к сожалению, красивые буклеты, сверстанные в фотошопе, порой имеют мало общего с реальностью.

Когда я уволилась, коллеги завидовали

Прошлой осенью 25-летняя Виталия увидела объявление о наборе сотрудников в одно из маркетинговых агентств, которое занимается разработкой сайтов. 

– Красивый офис в центре Минска, строгий отбор (прежде чем попасть на работу, я прошла пять собеседований) – все говорило о том, что компания серьезная. Поэтому была искренне рада, когда услышала: «Мы вас берем!»

А в первый же рабочий день Вита с удивлением обнаружила, что просторные и хорошо обставленные комнаты, где проходили собеседования, предназначены только для встреч с клиентами или такими же, как она, соискателями. В ее рабочем кабинете – узком бетонном «пенале» – все сидели чуть ли не друг у друга на коленях. 

Разочарование номер два гораздо серьезнее – работы почти не было, что не могло не сказываться на зарплате:

– По договору мой оклад составлял 380 рублей, каждый проект – 100 у.е. Если за месяц был всего один проект (а так чаще всего и случалось), владельцы агентства считали, что я заработала 200 рублей. Но так как платить меньше оклада они не могли, мне перечисляли на карту 380 рублей, но 180 из них заносились в долг, который я должна была выплатить со следующей зарплаты. Если работы снова не было, минус рос. Знаю девушек, которые были должны фирме по 700 – 1000 рублей. 

Влиять на количество проектов Вита не могла: маркетолог не ищет заказы – за это отвечает отдел «продажников». Пожаловаться тоже невозможно: при устройстве на работу всем дают подписывать обязательство о неразглашении коммерческой тайны. Рассказал маме о том, что работаешь в душном и тесном кабинете? Пожаловался в профсоюз на нарушения в выплате зарплат? Получи штраф в 5000 евро. 

– Тот факт, что руководство предложило подписать обязательство о неразглашении, меня не насторожил. Агентство делает сайты для владельцев различных бизнесов, и в процессе обсуждения они нередко делятся коммерческими секретами. Думала, в документе речь именно об этом. Но когда я, впервые получив зарплату, пошла разбираться, что к чему, мне предложили перечитать соглашение и тактично намекнули, что жаловаться нельзя – накажут. Профсоюзной ячейки на фирме нет – защитить мои интересы было некому. 

В компании Виталия проработала почти полгода. Только один раз ей на карточку пришла приличная сумма – около 700 рублей. Уволиться тоже удалось не сразу: начальство собрало целое совещание, чтобы решить – отпускать или нет.


– Узнав, что я ухожу, другие девочки засыпали меня вопросами: как тебе удалось? Они тоже пробовали уволиться, но у них не получалось. На момент расставания с нанимателем на мне висел долг 180 рублей, который вычли из последней зарплаты. Из перспективной компании с офисом в центре Минска я уходила с 200 рублями в кармане. 

Виталия собиралась молчать три года, как это было прописано в обязательстве о неразглашении. Пока знакомые юристы не разъяснили, что сведения о зарплатах и уж тем более о правонарушениях не могут быть коммерческой тайной.

– Я рассказываю свою историю не потому, что хочу отомстить или получить денежную компенсацию. А чтобы предостеречь других, что красочные объявления о работе порой имеют мало общего с действительностью. Какой урок вынесла для себя? Всегда читать то, что подписываешь. На новом месте работы я попросила HR-специалиста просмотреть со мной весь договор и расшифровать каждый пункт, который был мне непонятен. В нормальных компаниях к таким просьбам относятся с пониманием.

Если заказов нет – это не должно быть проблемой сотрудника

Виталия до сих пор сомневается: может, владельцы агентства ничего не нарушали, а работа в долг – законная практика? Юрист Карина Сазанович уверяет, что, заставляя сотрудников трудиться в минус, владельцы агентства нарушают Конституцию:

– В статье 42 говорится, что лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им свободное и достойное существование. 


Если, как в случае с Виталией, для нового сотрудника не находится заказов, то можно сократить стимулирующие выплаты,  объявить простой и выплачивать работнику 2/3 от оклада, пока ситуация не наладится, но никак не заставлять его работать в долг. 

Главная проблема в том, что доказать наличие долгов перед фирмой практически невозможно, так как они обычно существуют только на словах и нигде по документам не проходят. 

Юрист Артем Левченко придерживается того же мнения:

– По Трудовому кодексу и Декрету № 5 у нас в стране возможны всего четыре меры дисциплинарных взысканий с работников: увольнение, выговор, замечание и лишение стимулирующих выплат. Штрафы, работа в минус – вне закона. В подобных ситуациях наниматель может быть привлечен к ответственности по статье 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Если он нарушает порядок и сроки выплаты заработной платы, ему грозит штраф до 100 базовых. 

Что же делать, если ваши права ущемляют, а работа превратилась в трудовую кабалу? Главный государственный инспектор труда Департамента государственной инспекции труда Андрей Водык советует не стесняться обращаться за помощью: 

– По статье 242 Трудового кодекса работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам или в суд в течение трех месяцев с того дня, когда он узнал о нарушении своих прав, а по делам об увольнении – в суд в месячный срок со дня вручения копии приказа или выдачи трудовой книжки. Но даже если этот срок уже прошел, все равно имеет смысл это сделать. Нужно отправить на адрес департамента письменное обращение в произвольной форме. Также можно прийти на прием к дежурному инспектору: он подскажет, как действовать, если наниматель нарушает ваши права.

Другое мнение

«Это все фантазии»

Исполнительный директор маркетингового агентства видит ситуацию по-другому:

– Система оплаты в долг – это выдумки и фантазии вашей героини. Мы по такому принципу не работаем.

– Но вы не отрицаете того факта, что у маркетолога – специалиста с высшим образованием, который работает полный рабочий день, – может быть зарплата 380 рублей?

– Зарплата зависит от многих факторов – от квалификации сотрудника, от результативности его работы. Если кого-то не устраивают цифры в расчетном листке, он всегда может уйти и найти работу с зарплатой, которая будет соответствовать его ожиданиям. 

– Но, говорят, у вас не так просто уволиться…

– Впервые слышу. Мы никого не держим.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter