Как студенты-волонтеры работают в ковидном кол-центре при витебской больнице скорой медпомощи

Справочная. Здравствуйте!

­БСМП — сейчас это штаб, координирующий работу с COVID-19 в городе над Двиной. Именно сюда из Витебска, а порой и регионов по скорой доставляют больных с симптомами коронавируса. Недавно здесь начало работать подразделение по информированию населения о пациентах, поступивших в приемное отделение. На телефонах необычные операторы — студенты витебского медуниверситета.

Одногруппницы Карина Кулик и Ангелина Слабко заступают на дежурство в полном защитном обмундировании.

Волонтеры в деле

Помощь, которую ребята оказывают, волонтерская, то есть на безвозмездной основе. Здесь отвечают на звонки родственников больных, поясняет 20-летний Павел Скребунов, четверокурсник ­ВГМУ:

— Номер кол-центра набирают, чтобы узнать, остался их родной человек в ­БСМП или госпитализирован в другой стационар. Среагировать оперативно, не просто дать информацию, при необходимости суметь успокоить людей — все это наша задача. Справочная действует с 8 утра до 10 вечера, дежурим по два человека в смену. Предугадать, сколько звонков предстоит принять, невозможно. Может пять, а может, 15 за час. Иногда разрываешься между мобильным и стационарным телефонами. Стараешься успеть, ведь понимаешь, как ждут твое «алло» на том конце провода.

Для Павла дежурство в кол-центре не первый опыт работы в красной зоне. Летом после прохождения практики он остался в отделении неврологии одной из могилевских больниц. Там также имел дело с ковидными пациентами:

— И в это время получил, должно быть, самый главный урок пандемии: чтобы ни случилось, нужно оставаться не только медиком — человеком. Видели бы вы, какую искреннею поддержку, заботу врачи оказывали своим подопечным с коронавирусом. Доносили до них главную мысль: боритесь за свою жизнь сами и вместе с нами — и все получится!
Смена в кол-центре БСМП длится 3,5 часа. Приемный покой, где находится рабочее место студентов-медиков, — красная зона. Перед каждым дежурством они уже привычно облачаются в защитные костюмы, лицевые щитки, очки.
Вот что рассказал 21-летний Роман Свиридов:

— В отделение поступают люди с подозрением на коронавирусную инфекцию, так что это базовые на сегодня меры безопасности. Мою семью ковид тоже не обошел стороной. Папа переболел в легкой форме, у мамы пошли осложнения на сердце… Поэтому, когда кто-то настаивает, что вакцинация ни к чему, понимаю: человек просто не знает, с чем имеет дело.

В отличие от напарника Свиридов в красной зоне помогает впервые:

— Опыт работы в пандемию всегда уникальный. Кроме того, учитывая масштабы проблемы, взаимодействовать с ковидными пациентами рано или поздно все равно пришлось бы. Близких успокаиваю, что соблюдаю все меры предосторожности. Прежде чем начать работу, проходим через шлюз, ультрафиолет, надеваем индивидуальные защитные костюмы. Кстати, даже через несколько часов от масок остаются отметины. Можно только посочувствовать старшим коллегам, которые вынуждены находиться в них гораздо дольше.

Роман признается: впервые приступив к своим обязанностям в кол-центре, он волновался, как все успеть. Адаптировался довольно быстро, доведя действия до автоматизма. «Самый сложный звонок?» — переспрашивает собеседник:

— Однажды долго объяснял витебчанину, что его родственник лежит в другой больнице, но мужчина никак не мог туда дозвониться. Что он делал? Где-то полчаса набирал меня каждые пять минут. Все это время линия оставалась закрытой для остальных. С другой стороны, как не войти в положение человека, когда он как пружина от переживаний.

Студенты ВГМУ всегда готовы протянуть руку помощи.

Всё будет хорошо!

У работы в «сердце» приемного отделения есть свои плюсы. Об этом говорим с 20-летней Ксенией Алешкиной:

— Когда во время выписки видишь эмоции пациентов, победивших ковид, их долгожданную встречу с родными — это дает мощный заряд положительной энергии. Ты искреннее рад за людей, желаешь: «Обязательно берегите себя, вставайте на ноги!»

В то же время, не скрывает Ксения, есть и черная сторона. Самое горькое испытание — смотреть в глаза людей, которые спрашивают, где можно получить свидетельство о смерти их близких. В такие мгновения и умудренный опытом доктор, и юный студент чувствуют себя одинаково. Понимают всю пронзительность memento mori — помни о смерти. Пока не поздно, успей сказать главное, не обдели тех, кто дорог, любовью, теплом и заботой. Как это важно, не понаслышке знает 20-летняя Карина Кулик, которая грезит судебной медициной. Девушка — коренная брестчанка, продолжает династию. Ее мама и тетя — медсестры, дядя — врач-офтальмолог. Этим летом двухсторонней пневмонией переболела мама, вздыхает Карина:

— Она была в очень тяжелом состоянии, выжила, считай, чудом. А недавно с таким же диагнозом слегла моя тетя. Слава богу, она тоже поправилась. Поэтому прекрасно понимаю людей, которые звонят нам в кол-центр. И несмотря на то что времени в обрез, стараюсь найти слова поддержки.

Парам и семинарам такие дежурства не помеха. Тем более руководство вуза фактически дало волонтерам добро на полудистанционное обучение. В день нашего знакомства с Кариной на дежурство заступала ее одногруппница Ангелина Слабко. Девушки-землячки вместе на учебе и в общежитии. «Справочная ­БСМП. Здравствуйте!» — мгновенно реагирует на звонок четверокурсница Ангелина. Заглядывает в электронную базу и сообщает, что пациент готов к выписке. Еще одна хорошая новость.

Наталья Болтрушевич, проректор по воспитательной и идеологической работе ВГМУ:

— Сегодня в справочном центре ­БСМП задействованы 25 наших волонтеров. Это студенты 4–6-х курсов лечебного факультета. Упрашивать никого не пришлось. После обращения к ректору ­ВГМУ Анатолию Щастному с просьбой оказать поддержку в создании на базе ­БСМП единого кол-центра меньше чем за полдня откликнулись 20 студентов. Так что, когда слышу, что молодежь уже не та, более черствая, равнодушная, отвечаю: не верю. Наши студенты, которые при их высокой учебной нагрузке активны в спорте, общественной и научной деятельности, тому подтверждение. Ребята не остаются в стороне, быстро откликаются, когда в чем-то нужна помощь. Дежурства в центре ­БСМП — далеко не единственный пример. Еще один — недавняя инициатива нашего студенчества по открытому межвузовскому диалогу. Идея возникла во время совместного посещения ректором ­ВГМУ и студентами красной зоны больницы. Будущие медики уже побывали в одном из витебских вузов, обсудив с одногодками самую актуальную тему — вакцинацию.

Андрей Захаров, главврач Витебской городской клинической больницы скорой медицинской помощи:

— В напряженное для медицины время помощь студентов ­ВГМУ очень кстати. Если бы не ребята, пришлось бы искать внутренние резервы. Сегодня, когда каждый наш мед­работник на вес золота, это не так-то просто. Витебскому государственному медуниверситету и его воспитанникам большое спасибо!
naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter