Справки и прилавки. Частные подворья – дело не частное.

Личные подсобные хозяйства по-прежнему являются не только источником дохода крестьян, но и помогают решать вопросы продовольственной безопасности страны. Что необходимо сделать для поддержки частника?

Личные подсобные хозяйства по-прежнему являются не только источником дохода крестьян, но и помогают решать вопросы продовольственной безопасности страны. Что необходимо сделать для поддержки частника?

Крестьяне кормят не только себя

Кто-то может возразить: а надо ли нам развивать подсобные хозяйства? Дескать, в западных странах граждане не выращивают сельхозпродукцию для собственных нужд. А кормят их те, для кого сельский труд – профессия. Да, в аграрном секторе развитых стран занято меньше 10 процентов населения. И они производят достаточно продукции и на внутренний рынок, и на экспорт. А у горожан достаточные доходы, чтобы ее купить.

В Беларуси сегодня треть населения живет и трудится в сельской местности. Используя лишь немногим более 11 процентов сельхозземель, граждане на собственных подворьях производят около 30 процентов валовой продукции сельского хозяйства. При этом крестьяне не только обеспечивают себя экологически чистыми продуктами питания, но и поставляют их на рынок. Именно они в частном секторе выращивают наиболее трудоемкие культуры: картофель (88 процентов общего сбора), овощи (80 процентов), плоды и ягоды (более 90).
Кроме экономической составляющей есть еще историческая, ментальная... Если молодежь нынче неохотно приобщается к сельскому труду, то старшее и отчасти среднее поколение от земли не оторвать. Это и свои натуральные продукты, и дополнительный доход, расходуемый сельчанами чаще всего на детей и внуков. Зачем же лишать людей возможности кормить себя и других?

Проще в магазине все купить

Поэтому, как бы ни было тяжело, государство все эти годы помогало и помогает селу. А развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств вошло отдельным направлением в Государственную программу возрождения и развития села на 2005—2010 годы.
Однако, несмотря на все принятые меры, положение дел в этом секторе экономики заметно не улучшилось. Количество личных подсобных хозяйств неуклонно уменьшается: по сравнению с 2000 годом их стало меньше на 175 тысяч, или на 14 процентов. Причин тому несколько, главная из которых — сокращение численности сельского населения и ухудшение демографической ситуации на селе. Но не стоит все списывать только на нее.
как подчеркнул на недавнем совещании по вопросам развития личных подсобных хозяйств граждан Президент Беларуси Александр Лукашенко, “дело не столько в объективных причинах, сколько в равнодушном отношении в первую очередь со стороны местных властей к заботам людей, ведущих подсобные хозяйства”. Ну как выращивать крестьянам скот, если нет ни пастбищ, ни сенокосов, ни нормальной организации закупок сельхоз-продукции? Или станут ли люди сдавать, например, яблоки, если в обязательном порядке нужна справка о том, что они выращены именно в своих садах?

Вырастил? попробуй, продай...

В связи с этим показательна история про семью учителей из деревни Скирмантово Дзержинского района. Семейная чета держала две коровы, четыре свиньи, другую живность. Сдавали молоко, скот — на мясо. Но это было раньше. А теперь почти от всего отказались. Посчитали, что иметь корову уже невыгодно, да и хлопотно. Морока с заготовкой кормов, а себе молока можно купить и в магазине. Так поступили и другие сельчане, потому в деревне, где живет примерно 600 человек, сейчас всего 40 коров.
С определенными проблемами сталкиваются даже те, кто разводит кроликов. Но тут уже проблемы другого свойства — бюрократические. На базаре килограмм крольчатины стоит до 25 тысяч рублей. На этом можно было бы сделать хороший бизнес. Но не так все просто. Чтобы продать мясо, нужно иметь соответствующую справку из сельсовета. А если он находится в другой деревне, до которой еще добраться нужно. Необходим транспорт, чтобы отвезти мясо на рынок, а там — заплати за место. В общем, много трат и времени, а прибыль в итоге получится минимальная.
Раньше едва ли не в каждой деревне была ферма, куда можно было сдать, например, теленка. И молоко у населения собирал колхоз. Кроме оплаты хозяйство выделяло сдатчику еще сено. И никаких бюрократических волокит. Теперь некоторые (если не сказать — многие) хозяйства самоустранились от этой работы с населением, а сбором молока с личных подворий занимаются сельсоветы, у которых не все получается. И крестьянин порой остается наедине со своими проблемами. Молоко производить — занятие малорентабельное; вырастил бычка, а кому его сдать? Возить продукцию в райцентр на рынок? Накладно и много забот.
Этой ситуацией воспользовались перекупщики, которые скупают у сельчан сельхозпродукцию по низким ценам (например, мясо берут только живым весом). И многие крестьяне соглашаются на их условия, потому как не видят другого выхода. Перекупщики же себя не утруждают — нередко потрошат скот прямо за деревней и увозят на рынок только мясо.

Достучаться до чиновников

Конечно, насильно никого не заставишь производить сельхозпродукцию. Но нужно помочь тем, кто хочет работать на земле. И если кто-то держит скот и огород и у этих людей остаются излишки продукции, их надо выкупить по достойной цене.
На совещании у Президента зашел разговор и об организации специализированных кооперативов по производству и переработке сельхозпродукции. Предусматривается создание потребительских обществ финансовой взаимопомощи гражданам. Правительство подготовило проект документа о предоставлении гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, льготных кредитов. Все эти меры нужные, но они больше подходят для фермерских хозяйств. А зачем бабушке кредит, если она держит одну корову или пару поросят? Ей бы помочь с сеном, другими кормами, да купить и вывезти излишки сельхозпродукции. Не случайно глава государства заметил, что вопрос личных подсобных хозяйств — это вопрос колхоза, совхоза, кооператива. Они должны занимать государственную позицию еще и потому, что программа развития села реализуется за счет государства, которое ставит себе задачу поддерживать население. Что имеется в виду? СПК, колхозы и совхозы должны оказывать поддержку личным хозяйствам не только в плане выделения пастбищ и сенокосов, но и в обеспечении их удобрениями. Структуры же потребкооперации должны делать крестьянам заказ на производство в определенных объемах той или иной сельхозпродукции. И избавить их от бюрократической волокиты. Хочется надеяться, что все это будет отражено в программе по поддержке и развитию личных подсобных хозяйств до 2015 года. И будет она понятной и доступной, как того потребовал глава государства.

ЗА

Сергей ДУБЯГО, д.Избино Вилейского района: “Убежден, что личные подсобные хозяйства не только нужны, но и необходимы. Многие люди предпочитают иметь свое молоко, сметану, сорвать в огороде зелень, а не покупать все это в магазине. Для некоторых крестьян это еще и дополнительный заработок. Да, многие горожане уже расценивают деревню лишь как место отдыха, но сельчане, особенно старшее поколение, не мыслят себя без работы на земле.
Я раньше жил в городе с родителями, но недавно построил дом в Избино. Кстати, здесь многие жители держат коров, домашнюю птицу, некоторые и лошадей. Сам я хозяйством обзавестись еще не успел, но планирую это сделать, когда сооружу хозпостройки. Насчет коровы не знаю, но точно заведу гусей, уток, буду сажать огород. А сад уже посадил.

ПРОТИВ

Анатолий САФОНОВ (письмо пришло по электронной почте): “Самый надежный и адресный способ вложения денег в сельское хозяйство — это увеличение закупочных цен на продукцию. Кто работает — тот будет получать. Все остальные схемы виртуальны. Сельский труженик должен получить живые деньги за свой труд! Когда это было, чтобы в сельской местности не сажали картошку, а покупали ее?! Оказывается — так выгоднее. Литр молока стоит дешевле литра воды? Все едут жить в город. На селе, с такими закупочными ценами, не заработаешь.  Выходом из данной ситуации является создание в сельской местности новейших мини-перерабатывающих производств. Если село будет только сырьевой базой — села не будет”.

От редакции
Поскольку “НГ” неоднократно обращалась к теме личных подсобных хозяйств, знаем, что многие и чиновники и руководители хозяйств считают личные подворья в нынешнее время атавизмом. Дескать, каждый должен заниматься своим делом. А накормит страну общественный сектор аграрной отрасли. Некоторые председатели СПК прямо заявляют: нам лучше, чтобы работники целиком посвящали себя работе в хозяйстве, а хозяйство поможет им в приобретении сельхозпродукции. Ну а как же сельские пенсионеры, многие из которых живут с земли? И что делать тем, кто не мыслит себя без собственного огорода и буренки? Куда девать людям излишки сельхозпродукции? 
Предлагается предоставлять гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, льготные кредиты. Под силу ли они окажутся сельчанам? Станут ли те, кого раньше называли единоличниками, вскладчину приобретать сельхозтехнику, например мини-трактор? И если в стране будут созданы специализированные сельхозкооперативы по производству и переработке сельхозпродукции, как это предлагает правительство, то смогут ли они стать альтернативой личным подсобным хозяйствам?
Давайте порассуждаем, тема-то касается не только тех, кто живет с земли. Это вопрос продовольственной безопасности страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter