Корреспондент «СБ» в Сочи Сергей Канашиц и его коллега из «Спортивной панорамы» Руслан Васильев решили подвести предварительные итоги Игр

Справедливость Сочи

Корреспондент «СБ» в Сочи Сергей Канашиц и его коллега из «Спортивной панорамы» Руслан Васильев...

Две недели минули как один миг. Постепенно Игры сворачивают декорации, гаснут огни, потихоньку пустеют гостиницы. Осталось два дня, и Олимпиада–2014 станет историей. Корреспондент «СБ» в Сочи Сергей Канашиц и его коллега из «Спортивной панорамы» Руслан Васильев решили подвести предварительные итоги Игр, порассуждать о том, чем обусловлен успех наших спортсменов и поделиться общими впечатлениями очевидцев.


С.Канашиц: В пятницу все мы ждали женскую эстафету и надеялись на то, что наша медальная копилка пополнится. Не сложилось. Сейчас по горячим следам можно сделать определенные выводы. Например, трудно не согласиться с Андрианом Цыбульским, который после гонки подчеркнул, что шанс на медали был реальным, но все решил первый этап. А точнее, неудачная стрельба Людмилы Калинчик. Она хорошо справилась с аналогичной задачей в смешанной эстафете, но вчера привезла команде более полутора минут отставания. К последнему этапу, на котором бежала Дарья Домрачева, белорусская команда уступала лидерам уже более двух минут. Ну что ты с этим поделаешь?! Я вот расстроился, когда смотрел гонку. Когда сошли с дистанции француженки, когда немки засыпались еще на первом этапе, когда лихорадило чешек, так и хотелось сказать, что эстафета должна была стать нашей. Но победили украинки. А Дарья Домрачева вытащила белорусскую сборную на пятое место. Глубокий анализ гонки еще предстоит. И мы его обязательно проведем.


А сейчас — о том, чем бурлит Олимпиада который день. Накануне мы с тобой удивлялись, как сумела юная россиянка Аделина Сотникова в одиночном женском разряде фигурного катания, занимая после первого дня второе место, опередить изумительно чисто откатавших свои произвольные программы соперниц — кореянку Ю–На Ким и итальянку Каролину Костнер. А утром американцы из USA Today выбросили в массы скандальную информацию. Ее суть в том, что в судейской бригаде на второй день произошли существенные изменения. А именно, из нее оказались выведены несколько принципиальных арбитров (в том числе из США и Южной Кореи), а введены судьи из Восточной Европы, а также Алла Шеховцова — жена генерального директора Федерации фигурного катания России (ФФКР) Валентина Писеева — и украинец Юрий Балков, замешанный в скандале на Играх в Нагано–1998. Тогда Балков был дисквалифицирован на один год за попытку оказать влияние на результаты в танцах на льду. Может быть, конечно, это чистое совпадение и так распорядились не судьи, а судьба, что Сотникова, совершившая ошибки при выполнении каскада 3+2+2, опередила откатавших чисто соперниц? Что думаешь по этому поводу?


Р.Васильев: Когда рассуждаешь о видах спорта с субъективным судейством, таких как фигурное катание или художественная гимнастика, то больше не думаешь, а чувствуешь. Простой смертный не в силах разобраться во всех нюансах вращений, тройных прыжков и прочих дорожек шагов. Рядовому болельщику совершенно не понятно, что значит повысить сложность программы «компонентами», когда уровень лидеров на глаз дилетанта одинаков. Оценочные категории намного яснее: упала — не упала, понравилось — не понравилось. Но судьи в фигурном катании особая каста вершителей судеб, и недовольные их решениями есть всегда. Выиграла Сотникова — раздражены и оскорблены те, кто не болел за российских девушек, но не поднимись Аделина на верхнюю ступень пьедестала почета — и наши российские коллеги устроили бы бурю в стакане, вспоминая пресловутый «судейский зажим» Ирины Слуцкой в Солт–Лейк–Сити. Более того, не будем лукавить: после черной для хозяев среды с вылетом хоккеистов и очередным провалом в биатлоне все говорило о том, что пиар–ставка сделана именно на юных девочек–фигуристок. На плечи Сотниковой и Липницкой легла колоссальная ответственность, и то, что Аделина откатала свою сложную произвольную программу лишь с одной погрешностью, делает ей честь. А для российских болельщиков — это отдушина. Такой симпатичной и — что еще важнее — своей на сто процентов барышней охотнее и любезнее сердцу гордиться, чем Виктором Аном или Виком Уайльдом. А фактор особого расположения судейского корпуса к хозяевам был всегда. Другое дело, что российские СМИ могли повести себя интеллигентнее, не столь вызывающе экзальтированно, понимая, что триумф Сотниковой — во многом аванс, благодарность хозяевам, а не железная закономерность спорта.


С.Канашиц: К концу Олимпиады у всех накопилась смертельная усталость. Многие раздражены, стало заметно меньше улыбок, утомились и спортсмены, и журналисты, и волонтеры. Но мы бодры и веселы — для нас эти Игры оказались как никогда успешными. Сейчас у нас пять золотых медалей и «бронза»! Как считаешь, прогнозировался ли такой фурор нашей команды? Понятно, что от Дарьи Домрачевой успеха ждали, но столь сокрушительное ее превосходство над соперницами, пожалуй, стало сюрпризом. В чем тут, на твой взгляд, секрет? Почему незаметны в Сочи все те, кто оказывал Домрачевой серьезную конкуренцию по ходу прошлых сезонов и в нынешнем году? Все дело в ее гениальности, в том, что великолепно сработал весь наш биатлонный штаб, сумевший вывести команду на пик формы во всех компонентах: физическом, психологическом, стрелковом? Или все–таки недоработали и ошиблись в стратегии соперники?


Р.Васильев: На все вопросы ответ — да. Разумеется, сыграли в плюс множество факторов. Но надо понимать: те причины, что зависят от состояния соперниц, от их уровня готовности, мягко говоря, второстепенны. Потенциал Домрачевой таков, что она может в последнюю очередь оглядываться на конкуренток, прежде всего борясь сама с собой. Если в этой борьбе она хороша функционально, психологически и точно стреляет, то буквально обречена на первое место. Поэтому таким стрессом обернулась стартовая неудача Дарьи в спринте, когда мучил не сам факт невыигрыша медали, а неизвестность. Почему? Что это было?! Самая страшная версия, терзавшая в те часы, заключалась в следующем: неужели не рассчитали с подводкой к соревнованиям в среднегорье и у Домрачевой не будет того преимущества в лыжном ходе, на который рассчитывали? Правда, к счастью, имелся успокоительный момент. Последний круг в спринте, на котором многие «копнули», белоруска промчалась неплохо. В итоге, потеряв гонку, мы все вместе с Дарьей многое нашли: поражение позволило ей раскрепоститься, сервис–группа в подготовке лыж стала отличником, стрельба заладилась, золотые медали пришли, самые оптимистические прогнозы, которые при всем своем оптимизме не страдали оторванностью от земли, оправдались. Ничего сенсационного, на мой взгляд, не случилось, и когда перед массовым стартом у меня коллеги спрашивали, дескать, удивлены ли вы двум победам Дарьи, то приходилось отвечать, что удивление будет, если добыча «золота» замрет на цифре 2. И в этом не было экзальтации или выпендрежа. Когда Домрачева в таком балансе, то соперницы могут выиграть, если Дарья умудрится проиграть.


С.Канашиц: Не находишь, что по своему потенциалу Антон Кушнир вполне сравним с Дарьей? Так получилось, что на него делали меньшую ставку, но это — воля судьбы. Антон прошел четыре трудных года, его здорово «штормило» после Игр в Ванкувере, он перенес две тяжелейшие операции, но сумел вернуться на склон и победить. Он тоже в своем деле — гений. В защиту высказанного мнения призываю факты. Антон — единственный из всех наших зимников, которому покорился Большой хрустальный глобус! Пусть это было в далеком уже 2010–м, пусть потом был ванкуверский провал, но сути дела это не меняет. Скорее, наоборот — подчеркивает неординарность Антона, его крепкий, стальной стержень. Мужик, что тут еще скажешь?! Не буду говорить, что конкуренция в лыжной акробатике выше, чем в биатлоне, — это мнение ничем не могу подкрепить, но то, что психологическая ставка тут небывало выше, рискну утверждать. Во–первых, каждая ошибка — это страх получить травму, которая может стоить здоровья на всю оставшуюся жизнь. Во–вторых — один комплект медалей, а новая форма розыгрыша и вовсе не оставляет права на ошибку. На мой взгляд, фристайл — идеал олимпийского спорта, в котором в тугой узел переплетены все его основные принципы и достоинства. Чего нет в том же фигурном катании, к примеру. И я безумно рад, горд и счастлив, что Беларусь во фристайле лидер.


Р.Васильев: Безусловно, это приятно и, кроме того, показательно: вдребезги разбивается теория, что белорусы настолько спокойны и толерантны, что экстремальные виды спорта, играющие все более значимую роль в программах Олимпиад, чужая вотчина. Глупости! Просто нужны специалисты, которые способны создать и систему подготовки, и национальную школу, и сплоченный, заряженный идеей победить коллектив. То есть было бы неплохо клонировать Николая Ивановича Козеко. О нем сейчас написано и сказано много хорошего — совершенно заслуженно и объективно. Но до конца мы все равно еще не осознаем, какое чудо совершили его подопечные на Играх–2014. Взять «Большой шлем» — две золотые награды из двух, при субъективном судействе, это говорит не только о поразительной готовности Кушнира и Цупер. Еще о безупречной тактике Козеко, бившей все китайские и североамериканские карты. Он как тренер шел ва–банк, предлагая Алле и Антону в последних попытках уникальные прыжки, но в этих ходах не было авантюры — напротив, уверенность и, кроме того, желание именно выиграть, а не взять медаль хоть какого–нибудь достоинства. А такая смелость в спорте обусловлена человеческой разносторонностью Козеко.


С.Канашиц: Знаешь, игры в Сочи научили меня ничему не удивляться. Ведь кто бы мог подумать, что задача в пять олимпийских медалей, которая казалась фантастической и немыслимой, будет выполнена столь легко и непринужденно. И ведь нельзя сказать, что нам везло, что выигрывали «на шару», пользуясь чужими ошибками или подарками судьбы. Все, абсолютно все медали — трудовые и заслуженные, и от осознания этого факта — приятно вдвойне. Значит, действительно можем. Значит, дело не в обстоятельствах, на которые так любим делать ссылки и жаловаться, а только в нас самих. Надеюсь, что судьба в воскресенье вернет все долги и Сергею Долидовичу, как вернула их Алле Цупер. При этом ни в коем случаем на нее (судьбу) не сетую, ничего не требую от нее, а лишь продолжаю мысль, высказанную чуть ранее: все будет зависеть от самого Сергея. Да, ему не везло на предыдущих стартах в коронном марафоне. Да, Долидович уже не молод. Но, во–первых, везет тому, кто везет (русская народная мудрость), а во–вторых, возраст чемпионству не помеха — гляньте хоть на Цупер, хоть на Бьорндалена. У нашего лучшего лыжника была очень долгая карьера, но больших побед не случилось. И завтра — его последний шанс. Не сомневаюсь, что Долидович это понимает и сделает на трассе все, что от него зависит. Вопрос лишь в том, хватит ли этого «все» для медали.


Р.Васильев: Воскресенье это еще и финал мужского хоккейного турнира, навеявшего много полярных мыслей. Первая, разумеется, связана с фактом отсутствия в Сочи белорусской сборной, чему здесь многие продолжают поражаться. Вторая, с тем ощущением, что олимпийский турнир совершенно не дотянул до априори чрезвычайно высокого уровня болельщицких ожиданий. По крайней мере, до пятничных полуфиналов Олимпиада не могла гордиться реалиями «игры настоящих мужчин». Если кто и произвел яркое впечатление свежестью, так наши обидчики в Войенсе — словенцы. Если кто и заставил аплодировать мужеству и воле, так это латвийцы в четвертьфинале с «кленовыми листьями». А вот сами канадцы, как и американцы со шведами и финнами, не говоря уже о россиянах, ожидаемого зрелища на–гора не дают. Куда это годится, если подопечные Зинэтулы Билялетдинова в последние минуты третьего периода, будучи в шаге от катастрофы, раз за разом делали пробросы?! Все это заставляет задуматься о том, что нынешняя система турнира с прибытием энхаэловцев в режиме Чацкого/Онегина «с корабля на бал» далека от совершенства. Имена, конечно, громкие и звучные, но сыграться для демонстрации атакующего, комбинационного хоккея звезды объективно не успевают. В итоге преобладает разрушительная тактика, которая ставится быстрее и проще, но зрителям такая возня — не в восторг. Зато церемония торжественного закрытия Игр ожидается грандиозной. Говорят, что выступит сама Пугачева. Правда, французский коллега спросил на английском: Who is mister Pugachev?!

 

Советская Белоруссия №35 (24418). Суббота, 22 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter