Амнистия-2024 и корректировка уголовного законодательства. Подробности совещания у Лукашенко

Справедливость должна пронизывать весь закон и практику его применения

Кто может рассчитывать на амнистию 2024 года и как будут совершенствовать законодательство об уголовной ответственности. Важные подробности с совещания во Дворце Независимости

В нынешнем году наша страна отметит важную историческую дату — 80 лет со дня освобождения Беларуси от немецко‑фашистских захватчиков. К этому событию планируется приурочить очередную амнистию, которая будет иметь свои особенности. Кого она коснется, а кому не стоит даже мечтать о проявлении гуманизма со стороны государства? Что необходимо скорректировать в Уголовном кодексе? Эти и другие темы обсуждали в четверг у Президента на совещании по отдельным вопросам совершенствования законодательства об уголовной ответственности. На мероприятии звучали разные мнения, но во главу угла Александр ­Лукашенко ставит главный принцип, которого придерживается всегда и везде:
— Деятельность государственных органов, общественных институтов должна строиться на принципе справедливости. Это касается и уголовной политики. Справедливость должна пронизывать весь уголовный закон и практику его применения.

Какой быть амнистии‑2024?

В начале совещания важная ремарка от Главы государства: вынесенные на обсуждение вопросы возникли из обращений граждан на имя ­Президента, в том числе от людей, с которыми он разговаривал напрямую.  

Это означает только одно: Александр ­Лукашенко слушает и слышит людей, небезразличен к их просьбам и всегда готов вмешаться, подключиться к решению тех или иных проблем, если речь идет о соблюдении законности и справедливости.

В этом принципиальное отличие ­Президента от многих его коллег.

Одним из таких важных вопросов стала предлагаемая МВД амнистия к 80‑летию освобождения Беларуси от немецко‑фашистских захватчиков. ­Президент, конечно же, не против, но с определенными условиями:

— Если мы примем положительное решение, то с учетом особенности даты амнистия должна иметь отличия. Надо будет более внимательно посмотреть на женщин и детей, на женщин с детьми, другие категории осужденных. Надо подойти к вопросу амнистии нетрадиционно.


Главный разработчик законопроекта — Министерство внутренних дел. Министр Иван Кубраков — основной докладчик по этому вопросу. Ему прозвучало такое напутствие от ­Президента:
— Понятно, что в Парламенте законопроект также обсудят, проанализируют со всех сторон. Тем более работать предстоит новому составу — людям со свежим взглядом, идеями. Но надо учитывать и криминогенную ситуацию в обществе. Обратите внимание на недостатки предыдущих амнистий, чтобы их не повторить.

«Кого мы задерживаем? Кого осуждаем?» На чьей стороне всегда ­Президент

Вторая важная тема, которую рассмотрели на совещании, касается всей уголовной политики и практики применения уголовного закона. И здесь ­Президент ни на йоту не уклоняется от своего главного принципа и требования в отношении людей — все должно быть справедливо. И не важно, идет ли речь о ценах в магазинах, скандальном случае с застройщиком или судьбе конкретного осужденного.  
Там, где в центре ситуации человек, справедливость должна быть на первом месте. Даже если кто‑то хочет поставить некие рыночные механизмы или статью какого‑то документа превыше, Александр ­Лукашенко всегда будет на стороне справедливого отношения к простому человеку.
Вот и на совещании Глава государства обращает внимание его участников:


— Мы неуклонно твердим: деятельность государственных органов, общественных институтов должна строиться на принципе справедливости. Это касается и уголовной политики. Справедливость должна пронизывать весь уголовный закон и практику его применения.

Но так ли обстоят дела в действительности, уточняет белорусский лидер. По его поручению Администрация ­Президента проанализировала ряд статей Уголовного кодекса и их реализацию. В связи с этим возникли логичные вопросы, которые позволяют оценить весь процесс в целом. Александр ­Лукашенко их озвучил:

— Кого мы задерживаем? Кого осуждаем? Соответствуют ли назначенные меры наказания тяжести преступлений и той опасности, которую представляют эти люди для общества?

Моменты действительно спорные и деликатные. Ведь иногда за нетяжкое преступление выносится слишком суровое наказание. И необходимо учитывать не только нюансы конкретного случая, но и личность преступников. А они, как заметил ­Президент, совершенно разные:
— Одни матерые, закоренелые рецидивисты, другие — случайно оступившиеся. Вопрос: учитывали ли мы это в правоприменении? Всегда ли Уголовный кодекс дает вам возможность индивидуализировать наказание? Это уже вопрос к судьям.
Как выяснилось по ходу обсуждения, мнения у присутствовавших в зале руководителей правоохранительных и судебных органов разные. Но это и хорошо, убежден ­Президент. Значит, есть что обсуждать. А ведь именно в спорах и рождается истина.

«Надо перелопачивать Уголовный кодекс»

При принятии решения Глава государства старается учесть всё, в том числе менталитет белорусов, которые в большинстве своем законопослушны и ответственны:
— Конкретно по‑народному скажу: надо быть более осторожными при вынесении наказаний, особенно в суде. Для белорусов само появление в суде — это уже тяжелое наказание перед обществом. Для большинства белорусов. Поэтому надо очень аккуратно к этому подходить — привлечению к ответственности через судебные органы.
Прежде всего надо смотреть, кого мы тащим в суд. Нам, думаю, предстоит очень большая работа в этом плане. Надо перелопачивать Уголовный, может, даже и другие кодексы… Тем более ситуация в стране характеризуется нормально в плане правонарушений. Поэтому надо на это идти. Хотя должен сказать, что из 40 с лишним тысяч мест, которые мы имеем, по вашей информации, в соответствующих местах, заполнена только половина. И все время этот процент уменьшается. Это хорошая тенденция.

В то же время ­Президент указывает на крайне важный момент — занятость населения. И ведь тысячу раз прав белорусский лидер, заостряя на этом внимание. Что скрывать, многие преступления действительно совершаются людьми, которые сознательно не хотят работать, бездельничают и пьянствуют. Отсюда и требование Главы государства:

— Если даже мы идем на амнистию, помиловали человека, он обязательно должен работать, обязательно должен трудоустроиться. Но это работа, которую порой соответствующие органы делать не хотят. А надо! У нас немало людей неработающих, а некоторые (руководители. — Прим. ред.) стонут, что им два десятка людей на предприятии не хватает.
Ранее не единожды принимались решения по обеспечению занятости населения, но не все и не везде, видимо, услышали. В отдельных регионах проблемы сохраняются. Александр ­Лукашенко обещает вернуться к этому вопросу:

— Я хочу, чтобы меня услышали соответствующие руководители районов и городов. Они‑то точно знают, кто у них работает, а кто нет. Если люди будут заняты, у нас на порядок меньше будет преступлений.



­Президент — о сигналах обществу и практической профилактике правонарушений: люди слышат и понимают

Александр ­Лукашенко всегда ориентирует правоохранительные органы на то, чтобы не было никакой палочно‑галочной системы. При этом вопросам профилактики должно уделяться пристальное внимание.


­Президент констатировал, что криминогенная обстановка в стране нормальная и нет никаких чрезвычайных ситуаций. А в качестве показательного примера привел обстановку в Беларуси в период новогодних праздников. Напомним, накануне Нового года Глава государства заслушал доклады руководителей силового блока. Он пояснил, что сделал это намеренно:

— Один сигнал в общество, что ­Президент заслушал всех, и министры мне пообещали (особенно министр внутренних дел), что будет полный порядок в стране, — так и получилось. Всего девять правонарушений и ни одного тяжкого.  
То есть люди слышат, люди понимают. Просто нам надо встрепенуться и соответствующим образом заниматься практической профилактикой. Не просто позвать человека и пальцем возле носа потрясти, предупредить его, а практическая профилактика. Чтобы люди понимали: любое преступление и любое правонарушение неизбежно повлекут соответствующее наказание.

Индивидуальный подход и справедливость

О главных акцентах на совещании у Главы государства рассказала пресс‑секретарь ­Президента Наталья Эйсмонт.

Наталья Эйсмонт.

Наталья Эйсмонт отметила, что рассматривались две резонансные для общества темы — проведение амнистии и совершенствование мер уголовной ответственности за некоторые виды преступлений, в частности менее тяжкие. Были заслушаны доклады министра внутренних дел Ивана Кубракова и Председателя Верховного Суда Валентина Сукало.

— Подходы докладчиков по основным обсуждаемым сегодня темам Глава государства поддержал, — сказала Наталья Эйсмонт.

По ее словам, обсуждение, длившееся около двух часов, строилось с акцентом на двух важнейших принципах, о соблюдении которых неоднократно говорил Глава государства.
— Индивидуальный подход и принцип справедливости — на этом делал акцент ­Президент все совещание,
  — подчеркнула пресс‑секретарь.

На отдельные моменты Александр ­Лукашенко обратил особое внимание ответственных лиц:

— Например, Глава государства говорил о работе Комиссии по вопросам помилования при ­Президенте. Тут принципы и требования ­Президента следующие: работа комиссии должна постоянно совершенствоваться, ­Президент ждет от комиссии предложения.

И, безусловно, в основе предложений комиссии, выдвинутых на уровень Главы государства, должен лежать принцип справедливости и индивидуальный подход.

На совещании затрагивалась также работа правоохранительных органов и их отдельных структурных подразделений — инспекций по делам несовершеннолетних и Департамента по исполнению наказаний.

— Отдельно обсуждались вопросы, связанные с преступлениями по наркотическим статьям. Здесь понятна роль комиссий по делам несовершеннолетних, и, конечно, ­Президент ждет усиления работы этих комиссий. Такой сигнал был сегодня подан, — добавила пресс‑секретарь.

При этом работа правоохранителей должна в обязательном порядке строиться на принципе справедливости. А любые проявления так называемой палочно‑галочной системы абсолютно неприемлемы.

— Об этом ­Президент говорил и ранее не раз, сегодня он это для министра внутренних дел, в частности, повторил, — отметила Наталья Эйсмонт.

Работа исправительных учреждений и Департамента исполнения наказаний рассматривалась на совещании в связи с предстоящим проведением амнистии и помилованием. ­Президент видит необходимость усилить роль исправительных учреждений, учитывать их мнение при принятии решений об амнистии или помиловании, поскольку именно там знают о поведении тех, кто отбывает наказание.

Отдельная тема — это занятость, и в особенности занятость помилованных, амнистированных.

— Это должно быть безусловно и должно выполняться беспрекословно. На этом ­Президент сделал акцент и проанонсировал по вопросам занятости большой разговор на высшем уровне, на уровне ­Президента, — рассказала Наталья Эйсмонт.

Глава государства подчеркнул и важность обеспечения контроля за теми лицами, которые будут освобождены в результате амнистии, а также их учета.

— Они будут выходить из мест заключения на определенных условиях. И контроль за тем, как эти условия будут соблюдаться, должен быть железным. А иначе, как сказал ­Президент, реакция будет мгновенной и жесткой, — заявила пресс‑секретарь.   
— При всех смягчающих подходах, при всех принципах справедливости, на которых мы работаем, вопрос безопасности ­Президент, безусловно, ставит во главу угла.

Жест доброй воли

Кто попадет под амнистию в 2024 году, а кому она не светит? Написал ли кто‑то из осужденных за терроризм и экстремизм прошение о помиловании на имя ­Президента? Какой новой категории осужденных могут уменьшить срок? Подробности амнистии‑2024 озвучил министр внутренних дел Иван Кубраков.

Иван Кубраков.

На совещании глава МВД представил предложения, которые предлагается внести в законопроект об амнистии. По итогам обсуждения Глава государства в целом поддержал представленные подходы. Однако поставлена задача проработать конкретно по каждому предложению. Причем в ходе дискуссии было даже предложено увеличить число категорий амнистированных.

— Особенное внимание было обращено на несовершеннолетних детей, которые были привлечены к уголовной ответственности, — пояснил журналистам Иван Кубраков. — Также ­Президент обратил внимание на женщин, которые имеют несовершеннолетних детей, многодетных матерей. В частности, одним из новшеств, предложенных для обсуждения, стало предложение о сокращении срока наказания на один год многодетным женщинам, имеющим на иждивении трех и более детей в возрасте до 18 лет, не лишенным родительских прав, осужденным за совершение убийства либо причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть без отягчающих ответственность признаков.

Данное предложение носит социально‑гуманный характер, направлено в первую очередь на скорейшее воссоединение матерей со своими детьми.

Предполагается применить данную инициативу примерно к десяти осужденным женщинам. Всего таких 20. По словам Ивана Кубракова, разные были обстоятельства совершения этих преступлений, поэтому ­Президент поручил подходить индивидуально, поставив во главу угла справедливость.

На совещании министр привел конкретный пример по этой категории заключенных. Пример, который даже вызвал споры среди журналистов в пресс‑центре: не слишком ли суровое суд вынес наказание? История такова: одна из осужденных отбывает наказание в виде лишения свободы сроком на шесть лет за убийство мужа. До осуждения характеризовалась удовлетворительно. Работала администратором кафе, имеет высшее образование. На иждивении трое малолетних детей. Родительских прав не лишена, дети находятся на попечении у дедушки. Преступление совершила в ходе ссоры на почве неприязненных отношений с мужем, ударив его ножом в грудь. В день преступления потерпевший бросал жену на пол, разбил ей голову, вырывал из рук телефон, не давал возможности обратиться за помощью и покинуть квартиру. После совершения преступления скорую помощь женщина вызвала сама, до ее приезда оказывала мужу первую медицинскую помощь.

— Зачем ее вообще посадили, если она защищала себя, если муж издевался над ней? — задал вопрос Александр ­Лукашенко. — Вот поэтому нам надо принципиально с каждым человеком разбираться, а не чохом их освобождать или наказывать. Вообще нечего было сажать ее.

— В каждом конкретном случае решение будет приниматься индивидуально, — заверил Иван Кубраков.

Социальная направленность и экономическая целесообразность амнистии

На совещании Иван Кубраков отметил, что амнистия затрагивает интересы не только осужденных, но и их родственников. Некоторые из них являются ветеранами войны и труда, людьми престарелого возраста, которые нуждаются в посторонней помощи и уходе.

Министр также добавил, что прогноз развития криминогенной обстановки на сегодняшний день не вызывает серьезных опасений. Тем более что амнистия 2022 года не оказала существенного негативного влияния на состояние правопорядка в стране: из 5,5 тысячи амнистированных лиц вновь совершили преступление около 4 процентов. Поэтому вывод министра внутренних дел такой:
— Принятие амнистии имеет социальную направленность и, кроме этого, экономическую целесообразность. Одним из обязательных условий ее применения является полное погашение причиненного ущерба потерпевшим.
Так, в период действия закона об амнистии 2022 года осужденными, отбывшими наказание в местах лишения свободы, возмещен ущерб в сумме 4,5 млн рублей.

Кого предлагается амнистировать

Окончательно законопроект об амнистии будет разработан в ближайшее время. В основу нового законопроекта МВД положена структура закона об амнистии 2022 года.  В новом документе предлагается закрепить следующие условия:

1. Безусловное освобождение от всех видов наказаний, а также прекращение предварительного расследования по уголовным делам в отношении лиц, совершивших преступления, которые не представляют большой общественной опасности или которые относятся к категории менее тяжких, следующей категории лиц:

♦ несовершеннолетних;

♦ беременных женщин;

♦ женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до 18 лет;

♦ лиц пенсионного возраста, инвалидов I и II группы;

♦ больных активной формой туберкулеза, больных онкологическими заболеваниями, ВИЧ‑инфицированных;

♦ ветеранов боевых действий на территории других государств;

♦ граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС;

♦ лиц льготной категории граждан.

2. Освобождение лиц, совершивших преступления из категории «не представляющих большой общественной опасности», которым назначено наказание в виде ограничения либо лишения свободы.

3. Освобождение лиц, совершивших преступления из категории менее тяжких, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы, отбывших на день вступления в силу закона не менее одной четверти назначенного судом срока наказания.

4. Освобождение от наказания в виде ареста.

5. Освобождение от наказания частично сроком на 1 год лиц, которые не входят в льготную категорию граждан и которые совершили тяжкие преступления, а также осужденных к лишению свободы беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, которым суд отсрочил отбывание наказания.

6. Освобождение от неотбытой части наказания лиц, не входящих в льготную категорию и совершивших тяжкие преступления, у которых на день рассмотрения материалов о применении амнистии до окончания срока наказания остается менее 1 года.

Сократить срок наказания на 1 год предлагается следующим категориям лиц:

♦ в возрасте до 18 лет за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

♦ многодетным женщинам, имеющим на иждивении трех и более детей в возрасте до 18 лет, не лишенным родительских прав, осужденным за совершение убийства либо причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть без отягчающих ответственность признаков;

♦ гражданам, совершившим коррупционные преступления.

К кому амнистия‑2024 применяться не будет

По общему правилу амнистию 2024 года предлагается применять только к лицам, положительно характеризующимся в период отбывания наказания, а также полностью возместившим ущерб, причиненный совершением преступления, и иные издержки, связанные с ним, подчеркнул в беседе с журналистами министр внутренних дел Иван Кубраков.

По его словам, амнистия не будет применяться к:

♦ лицам, к которым в течение 2020 — 2024 годов уже применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой и непогашенной судимости;

♦ злостно нарушающим установленный порядок во время отбывания наказания;

♦ допустившим особо опасный рецидив преступлений;

♦ лицам, к которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено наказанием в виде лишения свободы;

♦ осужденным на пожизненное заключение;

♦ включенным в перечень причастных к террористической или экстремистской деятельности;

♦ осужденным за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Отвечая на вопросы журналистов, Иван Кубраков сообщил, что на совещании было поддержано предложение МВД о неприменении амнистии к лицам, привлеченным к уголовной ответственности за экстремизм и терроризм.

— Практически все наше предложение поддержали. Потому что все понимают, что совершили эти люди, и на сегодняшний день проблема остается. К сожалению, те беглые, которые сегодня находятся за границей, пытаются разными способами влиять на наших граждан, особенно на молодежь. Но ситуацию мы контролируем, ведем в том числе интернет‑разведку, потому что все это происходит дистанционно. У каждого, кто осужден за экстремизм и терроризм, была возможность обратиться к Главе государства с просьбой о помиловании. Те, кто написал заявление, они были рассмотрены, где‑то удовлетворены. По остальным раскаяния на сегодняшний день мы особо не заметили. Поэтому внесли предложение не применять амнистию к данной категории осужденных.

По предварительным оценкам МВД, при реализации всех указанных предложений предполагается освободить из мест лишения свободы около 900 человек, из исправительных учреждений открытого типа — 460. Около 2,5 тысячи человек предлагается снять с учета уголовно‑исполнительной инспекции. Всего около 4 тысяч человек.

Альтернатива лишению свободы: какие поправки ожидаются в Уголовный кодекс

В Уголовный кодекс Беларуси, который не претерпевал серьезных изменений почти четверть века, будут внесены поправки. Это вызвано необходимостью введения альтернативных лишению свободы видов наказания за совершение менее тяжких и ненасильственных преступлений. Подробностями по итогам совещания у ­Президента с журналистами поделился Председатель Верховного Суда Валентин Сукало.

Валентин Сукало.

Все участники мероприятия сошлись во мнении, что в УК необходимо внести корректировки. В ближайшее время будет создана специальная рабочая группа, которая займется пересмотром санкций ряда статей УК. Работу предполагается завершить одновременно с разработкой законопроекта об амнистии.

Валентин Сукало напомнил, что в прошлом году в стране была принята Концепция правовой политики, в которой уже отмечен некоторый дисбаланс между нормами уголовного законодательства. Для устранения такого дисбаланса Верховный Суд проанализировал некоторые санкции за менее тяжкие и ненасильственные преступления:

— Мы приходим к выводу, что эти санкции нуждаются в корректировке. В первую очередь для того, чтобы ввести альтернативные лишению свободы виды наказания.

В УК Беларуси сегодня десять видов уголовного наказания, по степени тяжести лишение свободы занимает седьмое место, обратил внимание Председатель Верховного Суда:
— Когда в санкциях за менее тяжкие и ненасильственные преступления нет ничего, кроме лишения свободы, судам очень сложно соблюдать такие принципы, как соразмерность, индивидуальность и справедливость. Для того чтобы облегчить работу судов, Верховный Суд предложил скорректировать эти санкции, предусмотреть в них обязательные альтернативные лишению свободы виды наказания.
Это облегчит задачу судов по определению справедливого вида наказания.

Сегодня в УК есть 35 статей за менее тяжкие, ненасильственные преступления, в санкциях которых отсутствуют альтернативные виды наказания, только лишение свободы. На них и будет обращено первостепенное внимание при подготовке поправок, поясняет Валентин Сукало. При этом делится и собственной точкой зрения:

— Я не считаю, что в каждой из них нужно вводить альтернативные санкции, там есть и сложные, общественно опасные преступления. У суда есть такое право — выходить за пределы санкций, но по смыслу уголовного закона это не должно быть частым, это должны быть все‑таки исключительные случаи.

Предполагается, что альтернативные санкции могут быть введены по 24 составам преступлений из 35. Председатель Верховного Суда подчеркнул, что будущие изменения в части введения альтернативы лишению свободы не будут касаться тяжких и особо тяжких преступлений.


Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter