В 2023 году МАРТ и исполкомы рассмотрели 10,1 тысячи обращений потребителей

Справедливое решение проблемы

Об этом вчера, 14 марта, на пресс-кон­ференции в Национальном пресс-центре рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик. 

В Беларуси 15 марта отмечается День потребителя, — напомнила она. — «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» — под таким девизом в этом году страны ЕАЭС будут проводить совместную работу по защите прав потребителей. Запланированы масштабные информационные и разъяснительные мероприятия по этим вопросам, что позволит расширить и внедрить новые механизмы поддержки и развития добропорядочных отношений между участниками потребительского рынка союза. 

Белорусское общество защиты потребителей в свою очередь будет продолжать программы и мероприятия по повышению потребительской грамотности, информированию граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты их прав. 

В 2023-м МАРТ и исполкомы рассмотрели на 2 процента больше обращений потребителей, чем годом ранее. 

— Наибольшее их количество рассмотрели в Мингор­исполкоме и администрациях районов — 49 процентов. На исполкомы Могилевской области пришлось 11 процентов обращений, на МАРТ — 10, на исполкомы Брестской области — 9, Минской области — 8 процентов, — познакомила со статистикой Инна Гаврильчик. 

На что жаловались? Самое большое количество обращений поступает на торговлю и сферу ЖКХ-услуг. 

— В других сферах обращений меньше, потому что там меньшее количество людей пользуются теми или иными услугами, — проинформировала специалист и добавила, что в прошлом году по результатам рассмотрения обращений потребителям возместили материальный ущерб в размере 1 105 448 рублей. 

Она также напомнила, что государственная защита потребителей обеспечивается местными исполнительными и распорядительными органами (администрация района города, гор- и райисполкомы).


— Это первая инстанция, куда потребитель может обратиться за защитой своих прав. Если он не согласен с тем, как проведено разбирательство по его обращению, может обжаловать его в облисполкоме или Минском горисполкоме. Если и там не получилось, он может обратиться в МАРТ или за судебной защитой, — пояснила Инна Гаврильчик. 

В суд нужно обращаться по месту нарушения прав потребителя, если в досудебном порядке не удалось восстановить нарушенные права. Еще один важный элемент — общественная защита, которую осуществляют общественные объединения потребителей. В Беларуси их более 20. Туда также можно обращаться за помощью.

Представитель МАРТ обратила внимание, что судебная защита фактически бесплатна для потребителей: 

— Исполкомы, если потребитель к ним обратился, обязаны составить исковое заявление и обратиться в суд. Это делается бесплатно, потребителю нужно только предоставить документы, подтверждающие его правоту. Более того, когда подается исковое заявление в суд по вопросам защиты прав потребителей, государственная пошлина не уплачивается. То есть экономических препятствий для получения судебной защиты потребителем в Беларуси нет. 

semenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter