Справа — налево! О том, почему специалисты больше не считают “левизну” детской болезнью, школьных проблемах учеников, которые стремятся делать все дела одной левой, и о том, как порой непросто маленькому человеку быть самим собой, рассказывает детский п

— Леворукость — это не привычка или болезнь, а один из вариантов нормального развития организма. Предпочтение руки зависит от того, как распределяются функции между двумя полушариями мозга. Существует перекрест нервных путей, и при доминировании левого полушария ведущей оказывается правая рука, при доминировании правого — левая.
Установлено, что в левом мозговом полушарии сосредоточено управление важными психическими функциями сознания, контроля, речи и абстрактного мышления. Правое полушарие “отвечает” за подсознательные, интегрирующие психические процессы, интуицию, музыкальное и художественное творчество, образное мышление.
В первобытном обществе, если судить по наскальным рисункам, люди были сплошь левшами. И сейчас в некоторых районах Африки около половины населения предпочитает пользоваться левой рукой. Это и понятно: для охотника или пастуха важна быстрая реакция, умение быстро, интуитивно приспосабливаться к меняющейся действительности.
По мере усложнения человеческой жизни, развития требующих абстрактного мышления наук, печатного слова, техники все большую активность стало приобретать левое полушарие. Видимо, вот так, понемногу, мы и стали правшами. Сначала человек создавал и совершенствовал технику, потом — она его.
Кстати, деление всех людей на левшей и правшей так же условно, как окружающего мира — на черное и белое. У каждого третьего человека вообще нет преобладания одного из полушарий. У остальных чаще всего можно говорить лишь об относительно большей функциональной активности одного из полушарий.
— В моем детстве левшей настойчиво переучивали: стыдили их перед классом за то, что пишут “не так”, показывали их тетрадки на родительском собрании. Но стоило учителю отвернуться, левша брал ручку так, как ему было удобнее.
— Сейчас специалисты осознали, что переучивать — значит, вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему. Поэтому родителям важно как можно быстрее понять своего ребенка и принять его особенности.
При рождении у человека оба полушария функционально одинаковы. Дифференциация становится отчасти заметной к концу первого года жизни, когда ребенок произносит первые слова. Одна из ручек становится ведущей годам к четырем, а до этого возраста предпочтения могут меняться.
Но если в четыре года малыш ест, рисует и гладит кошку левой рукой, а тем более если среди его родственников есть леворукие, переучивать ни в коем случае нельзя!
— Есть ли более верные, чем простое наблюдение, способы отличить левшу от правши?
— Поиграйте с ним. Маленький левша будет левой рукой открывать и закрывать спичечную коробку, отвинчивать и завинчивать крышку флакончика, а правой — держать эти предметы. Замечено: когда ребенок хлопает в ладоши — ведущая рука сверху, когда сжимает пальцы рук в замок — сверху большой палец ведущей руки.
Если у вас есть сомнения по поводу предпочтений малыша, не вкладывайте ему карандаш или ложку в правую ручку. Положите ложку посередине и позвольте ребенку самому сделать выбор. Некоторые мамы дают малышу сразу две ложки, а пока он пытается ими орудовать, кормят третьей.
Если ребенок левша, обязательно скажите об этом педагогам в садике или школе. Учительница, скорее всего, посадит его рядом с таким же левшой, чтобы они локтями не мешали друг другу.
— Какие проблемы возникают у учеников, которые стремятся делать все “одной левой”?
— Одна из моих маленьких клиенток рисовала замечательные картины “вверх ногами” левой рукой. При этом карандаши и фломастеры она держала в кулаке, так что никто не понимал, как она видит, что пишет или рисует.
Письмо и чтение — асимметричные виды деятельности. Пишут одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, большинство букв несимметричные. У маленьких детей еще не все функции мозга сформированы, пространственные отношения могут даваться им с трудом, поэтому иногда в их тетрадках получается зеркальное изображение.
Такие дети могут читать, писать или рисовать “наоборот”, пропускать буквы, не заканчивать слова, особенно в состоянии утомления. Понятно, что русский язык, чтение и математика даются им с трудом.
Если успеваемость левшей в это время попытаться повысить давлением, жестким контролем, требованием все делать без ошибок и помарок, она еще больше снизится. Давление на ребенка вызовет его повышенную утомляемость, забывчивость, невнимательность — как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария. Одновременно будет наблюдаться раздражительность, непоседливость, беспокойство, пониженное настроение — как следствие недостаточной активности ведущего, правого полушария.
У леворуких детей чаще бывают неврозы, потому что в нашем, под правшей подогнанном, мире они постоянно испытывают “двигательный стресс”. Левши, например, часто очень музыкальны, но большинство инструментов асимметричны, а методики обучения рассчитаны на праворуких людей. Двери, осветительные приборы и школьные принадлежности тоже не рассчитаны на левшей.
Поскольку леворукость обычно наследуется от одного из родителей, отец или мама обычно помнят, с какими неудобствами они сталкивались в детстве. Родители могут облегчить жизнь своим маленьким левшам очень простыми приемами. Например, перевернуть линейку и наклеить деления с другой стороны. Сыну или дочери так будет намного удобнее.
— Раз школьные проблемы левшей известны специалистам, значит, известны и способы их решения?
— К шести годам у большинства детей работа полушарий мозга синхронизируется. Леворуким детям, как правило, нужна дополнительная тренировка. Есть несколько простых и эффективных упражнений.
Первое. Положите перед малышом лист бумаги, дайте ему в обе руки по карандашу и попросите “зеркально” рисовать симметричные фигуры или буквы.
Второе. Выложите в ряд коробку карандашей. Пусть ребенок по очереди собирает их ладонью одной руки, а затем по очереди выкладывает. Делать это надо попеременно обеими руками.
Третье. Дайте ему два грецких ореха, пусть он не спеша прокручивает их по очереди в обеих руках.
Чтобы левша полнее усваивал материал, учителю надо подавать его наглядно, образно, эмоционально, приучать детей к самостоятельной работе над темой и всячески поощрять за успехи. Леворукие лучше запоминают зрительные и осязательные ощущения, чем речь. Им трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им нужна возможность проявить инициативу и услышать свою интуицию, работать без жесткого регламента и подчинения.
— Сложные дети эти левши!
— Сложные, если пытаться непременно приспособить их к требованиям большинства. Из-за этого зачастую происходит нивелирование, а то и потеря индивидуальности, детской самобытности и таланта. Учитывайте своеобразие леворуких детей, их повышенную эмоциональность и художественную одаренность, но не пытайтесь сделать их такими же, как все.

Кстати

Мир не вправе игнорировать левшей, считают члены созданного в 1990 году британского Клуба левшей. С этой целью по их инициативе ежегодно13 августа отмечается День левши

  • История человечества порой делалась левой рукой: Махатма Ганди, Рональд Рейган, Билл Клинтон, Фидель Кастро, Пабло Пикассо, Пол Маккартни и Мерилин Монро — леворукие.
  • Левши чаще выбирают творческие профессии — артистов, писателей, художников — и обладают преимуществом в некоторых видах спорта.
  • Поскольку среди левшей больше мальчиков, чем девочек, существует теория, согласно которой уровень тестостерона (мужского гормона) как-то влияет на развитие полушарий.
  • Все белые медведи леволапы и ловят рыбу одной левой.
  • Согласно проведенному в США исследованию, левши чаще гибнут в авариях на производстве, потому что им приходится работать с аппаратурой, рассчитанной на праворуких людей.
  • Нос у левшей отклоняется влево, а у правшей — вправо, завиток волос на голове у правши закручен по часовой стрелке, а на макушке у левши — в противоположную сторону. Почему-то с этой особенностью человеческой шевелюры связано много различных суеверий.
  • У левшей по осязательным талантам ведущей является правая рука. Правая рука точнее определяет температуру предмета, а в его весе лучше разбирается левая. У правшей, естественно, все наоборот.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter