Споры по «черному» и «голубому»

В геоэкономике   не стихают две дискуссии: чем закончится падение доллара и долго ли будут расти цены на энергоносители? При некоторых прогнозах, судя по всему, американской экономике только на руку и удешевление собственной валюты, и рост цен на сырье

В геоэкономике   не стихают две дискуссии: чем закончится падение доллара и долго ли будут расти цены на энергоносители? Впрочем, серьезные изменения на валютном рынке — категории взаимосвязанные. При некоторых прогнозах, судя по всему, американской экономике только на руку и удешевление собственной валюты, и рост цен на сырье. 

Сдача позиций американского доллара в некоторой степени шокировала большинство участников мировых фондовых бирж. Конечно, различные слухи и прогнозы о «дутости» доллара ходили уже давно. Впрочем, высказывания пессимистов, даже титулованных, не мешали доллару оставаться основой в мировых расчетах. И когда обменный курс денег с портретами американских президентов пополз вниз, в развитых странах сразу осознали: влияние доллара на геоэкономику не выдуманное, а вполне реальное. 

Вообще, девальвация любой валюты лет сто назад имела лишь локальные последствия. Тогда бумажные ассигнации, как и основные торговые операции на мировых рынках, были жестко привязаны к драгоценным металлам. Золото является злом только в глазах некоторых философов, для экономики ориентир на желтый металл — своеобразное мерило справедливости. Его мировые запасы, как добытые, так и разведанные, в принципе, известны, и их невозможно увеличить искусственно. Точно так же оно не может, в отличие от банкнот, обесцениться из-за инфляции за считанные дни. Когда Америка проводила политику главенства своей национальной валюты в международной экономике, США закладывали долговременную стабильность своей страны. Причем за чужой счет. 

Американская экономика уже не первый год страдала от проблем с экспортом своей продукции и укреплением на своих рынках европейских и японских товаров. Соотношение доллар — евро 1:1,45 выгодно американским производителям, товары которых сразу стали конкурентоспособными на европейском рынке. Такой обменный курс без всяких других ограничений превращает продукцию Европейского союза в роскошь на северо-американском континенте. Случилась бы подобная девальвация с другой национальной валютой — в стране уже возник бы финансовый кризис. Но мировая экономика не заинтересована в окончательном падении доллара. Многие финансисты боятся глобального кризиса, поэтому так или иначе готовы поддержать доллар. 

По мнению некоторых экспертов, дешевый доллар увеличивает цены на нефть. С одной стороны, Америка — один из крупнейших потребителей углеводородов, с другой — рост цены за баррель им тоже достаточно интересен. По крайней мере, до поры до времени. Во-первых, американские компании сами являются одними из крупнейших добытчиков нефти, а значит, тоже зарабатывают на росте цен. Во-вторых, дорогие энергоносители больнее всего отражаются на европейских странах и державах Юго-Восточного региона. Конечно, ситуацию несколько способна изменить ядерная и альтернативная энергетика. Но строительство АЭС — дело доброго десятилетия в лучшем случае, а цены на энергетику бьют рекорды уже сегодня. 

Единственный отрицательный момент, который таит для США подобная экономическая политика, — финансовое усиление России за счет «углеводородных» поступлений. Впрочем, тут имеются свои особенности. Для поставок нефти и газа на мировые рынки необходимо обладать транспортной инфраструктурой. И тут Россия во многом зависит от сохранения добрососедских и стабильных отношений со странами-транзитерами. А в данном направлении США под маркой борьбы за демократию продвинулись достаточно далеко. По крайней мере, Прибалтика уже связана рядом соглашений с НАТО, что так или иначе накладывает отпечаток на внешнюю политику этих стран. Украина после «оранжевой революции» перманентно не может окончательно поделить политическое наследие. Аналогичные процессы происходят в Грузии. И не важно, кто победить в Тбилиси — президент или оппозиция, но нестабильность в регионе если не исключает, то достаточно осложняет реализацию каспийской нефти через российские трубопроводы, что также снижает некоторое значение РФ на глобальном нефтяном рынке. 

По этой причине сегодня России важны стратегические партнеры среди ближайших соседей. И Беларусь приобретает реальный статус «окна в Европу». Другой вопрос, что в современном мире уже большую роль играют не только международные договоренности, но и взаимный обмен активами. Кстати, на своей встрече с Владимиром Путиным именно такое пожелание высказал президент Франции Николя Саркози. Он выразил заинтересованность в приобретении части газотранспортных активов России, отметив, что это значительно бы сблизило интересы двух государств в энергетической сфере. 

Как в этой связи не вспомнить неоднократные предложения белорусского правительства о предоставлении доступа Беларуси к углеводородным ресурсам России. Конечно, в этом процессе есть немало различных сложностей, в том числе и законодательных. Но в любом случае, при желании, можно найти те или иные формы сотрудничества. Главное — чтобы обе стороны были в этом заинтересованы. Скажем, занимаются же разведкой и добычей нефти на территории Российской Федерации компании с иностранным капиталом. В частности, с американскими корнями. Почему же рядом не могут появиться и белорусские добытчики?! 

Взаимный обмен активами решает ряд проблем в принципе. В этом случае две страны связывают взаимные коммерческие интересы, а значит, и появляется больше стимулов проводить более взвешенную экономическую политику в отношении друг друга. Ведь Евросоюз появился не столько благодаря политической воле, сколько взаимному проникновению инвестиций и связанных с этим общих финансовых интересов. 

В принципе, России уже давно пора переходить к пересмотру своих отношений к партнерству со своими соседями. По крайней мере, прислушиваться к их потребностям. Конечно, обладание энергоресурсами сегодня автоматически выводит государство не просто в разряд сверхдержав, но делает его одним из полюсов геоэкономики. Но в конкуренции полюсов даже главным странам не обойтись без союзников. И США великолепно это понимают, поэтому стараются распространить свое влияние на третьи страны. Пускай эти партнеры из так называемого «развивающегося» мира не способны представлять значительной силы в мировом масштабе самостоятельно, но могут являться хорошим «усилителем» для центров экономического влияния. Возможно, вскоре диалог по экономическим вопросам с Россией перейдет в новую плоскость: не споров, а согласований экономических интересов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter