Оптимизация структуры системы подготовки спортсменов в прошлом году разделила спортивную общественность на два лагеря

Спорт сбрасывает лишний вес

Оптимизация структуры системы подготовки спортсменов в прошлом году разделила спортивную общественность...

Несмотря на то что главной темой коллегии Минспорта были итоги уже ставшего историей спортивного года, темы поднимались глобальные, а сделанные выводы, без преувеличения, определят судьбу всего нашего спорта на многие годы вперед.

Оптимизация структуры системы подготовки спортсменов в прошлом году разделила спортивную общественность на два лагеря. В одном говорили о спортивных «туристах», о школах, в которых под руководством давно забывших о главенстве результата тренеров занимаются всего несколько спортсменов. О том, что число видов спорта, развиваемых за счет бюджетных средств, превышает все мыслимые пределы и должно быть сокращено. По другую сторону метафорических баррикад сетовали на неминуемое в случае столь радикальных реформ снижение массовости, остающихся без дела тренеров и, как следствие, неминуемый крах всей системы подготовки чемпионов. Тема острая. Как отметил министр спорта и туризма Александр Шамко, «Олимпиада в Сочи, вероятнее всего, станет последней для многих входящих в состав белорусской команды спортсменов». Схожая ситуация сложилась и во многих летних видах спорта, а потому вопрос подготовки смены сегодня актуален как никогда. Но ставку здесь, по словам министра, нужно делать не на количество.


— Беларусь — небольшая страна, а потому главное внимание в спорте необходимо уделять качеству и контролю. Первые шаги по оптимизации структуры показали, что число занимающихся если и упало, то незначительно. При этом в национальные сборные было передано больше атлетов, а за счет сокращенных «туристов» нам удалось сэкономить около 17 миллиардов рублей. И это только начало: процесс реорганизации продлится до 2016 года.


Наиболее пострадавшей ожидаемо оказалась самая низшая ступень селекционной пирамиды. Однако уменьшение числа спортивных секций и школ отчасти должны компенсировать меры, направленные на развитие массового спорта. Уже в минувшем году в некоторых школах уроки физкультуры было решено проводить без выставления оценок, чтобы привлечь в залы как можно большее число учащихся, в прежние годы пытавшихся всеми силами уклониться от занятий, чтобы не испортить себе аттестат. В случае успеха этот пока еще экспериментальный подход планируется сделать повсеместным. По мнению специалистов, большим шагом вперед станет и создание спортивных классов, закрепленных за соответствующим профилю объектом. Самое пристальное внимание планируется уделить материальному обеспечению детских школ и состоянию спортивных площадок во дворах. Из 240 существующих в Минске подобных объектов лишь менее половины пригодны для использования по прямому назначению. При этом, как заметил помощник Президента Максим Рыженков, «нередко перед училищами олимпийского резерва или спортивными школами ставят задачи, забывая о том, что на той базе, которая имеется в их распоряжении, готовить чемпионов и просто тренироваться бывает просто невозможно». Одновременно, по словам вице–премьера Анатолия Тозика, стоит пересмотреть подход к группам начальной подготовки: «Почему мы должны за государственный счет учить детей плавать, когда эти деньги могут быть потрачены там, где они действительно нужны?»


Помогут ли эти шаги повысить интерес детей к спорту и сделать систему отбора более эффективной, покажет лишь время. Пока же можно констатировать, что в белорусском спорте идет широкомасштабная кампания по избавлению от «лишнего веса». Однако одним лишь сокращением расходов все проблемы решить невозможно.


Прямая речь


Анатолий Тозик, вице–премьер:


— Складывается впечатление, что создать в спортивной отрасли систему рационального использования бюджетных средств и наладить эффективную работу пока не получилось. При этом объем бюджетного финансирования спорта в ближайшие годы увеличиваться не будет и резервы придется искать внутри существующей структуры. Направление уже задано. В 2012 году за счет государства финансировались 72 вида спорта. В 2013 году их число сократилось до 47 и в будущем станет еще меньше. Вопрос стоит так: стоит ли кое–как развивать 50 видов спорта или же необходимо выстроить грамотную вертикаль управления и в полной мере обеспечить 10 — 15 тех направлений, которые могут реально претендовать на высокие результаты? Ответ, я думаю, очевиден.


Советская Белоруссия №19 (24402). Пятница, 31 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter