Жильцы гомельской многоэтажки через суд добились ремонта залитых квартир

Спор вокруг промокшей квартиры

Необычный гражданский судебный процесс достиг финишной черты в Гомеле. Несколько лет жильцы многоэтажного дома № 110 по улице Хмельницкого добивались от местного предприятия ЖКХ ремонта квартир, залитых в непогоду, а также компенсации морального вреда. За это время многое произошло в биографиях участников: одного из судей — Юрия Жорова, который рассматривал иск, осудили на 14 лет за взятки по другим делам; в районном предприятии ЖКХ сменилось руководство. И вот наконец итог. Правда, промежуточный.


Передо мной увесистая папка с самой разной документацией — от переписки с администрацией Советского района Гомеля, в пределах которого находится дом, до судебных решений, вынесенных за годы тяжбы. Одна из первых точек отсчета — 2007 год. На протяжении этих лет службы по–разному поворачивались к настойчивым жильцам дома № 110. Точнее сказать, поначалу к одному из них — Владимиру Бутроменко, который и затеял изнуряющий спор о праве на качество услуг с местным коммунальным жилищным ремонтно–эксплуатационным унитарным предприятием «Советское». Жилец–активист ворошит список прошлых требований:

— Ремонт придомовой территории, крыльца, подъезда, качество отопления, выполнение соцстандарта по горячей воде, которая поступает в квартиры ниже положенных 50 градусов...

Подобные проблемы в разной степени знакомы каждому из нас. Другой вопрос, что не каждый пойдет с ними в суд. К слову, еще в начале спора Бутроменко принципиально решил не оплачивать «коммуналку», из–за чего превратился в злостного неплательщика и едва не лишился квартиры. Поэтому в итоге от крайностей отказался — но не от требований. У предприятия «Советское» не получилось найти общего языка с жильцом за годы тесного общения, а у жильца — принять аргументы коммунальников, которые, опять же, хорошо знакомы:

— Отчислений граждан на капремонт и техобслуживание недостаточно, чтобы охватить ремонтом все проблемные многоэтажки. Поэтому средства аккумулируются, после чего капитальные работы проводятся в домах по графику.


Тем не менее все эти годы суды разного уровня вплоть до Верховного когда прямо, когда косвенно были движущей силой в решении насущных проблем дома № 110. Именно так устранили в нем неровности входного крыльца второго подъезда, сделали в доме ремонт, заменили линолеум, утеплили торцы здания... Дело явно шло на поправку. Но случился новый поворот.

Три года назад в один из дождливых дней сквозь межпанельные стыки залило квартиру Бутроменко. После дала течь кровля, затопив квартиры верхних этажей. Вскоре все это вылилось в очередной иск. На этот раз уже двое жильцов требовали от «Советского» ремонта квартир и кровли, утепления фасада дома и компенсации морального вреда: 25 миллионов и 300 миллионов рублей соответственно.

Галина Ковалева
Галина Ковалева

Возможно, эти факты не стали бы достоянием суда, если бы коммунальники и жильцы нашли компромисс. Но этого опять не случилось. Почему, объясняет Галина Ковалева — второй истец, присоединившийся к требованиям:

— После того как мою квартиру затопило, пришла комиссия из домоуправления. И мне было четко сказано, что рассчитывать я могу только на 500 тысяч рублей для проведения ремонта. Ничего не оставалось, как идти в суд.

В «Советском» тем временем объясняли, что у них на этот счет есть свои ведомственные нормативы. Потянулись долгие месяцы ожидания судебного решения. Но после отстранения от должности прежнего судьи, который вел процесс, дело пошло. Председатель районного суда, взявший иск к рассмотрению, назначил экспертизы, которые давно просились. Оплатить их недешевое проведение довелось «Советскому», которое, надо сказать, при оценке ремонта квартир билось за каждую копейку. Однако эксперты сказали свое слово в пользу людей.

Районный суд, в очередной раз пытаясь распутать жилищно–коммунальные хитросплетения, решение принял. По нему «Советское» обязано отремонтировать кровлю над вторым подъездом, восстановить заделку швов между стеновыми панелями наружной стороны пострадавшей квартиры (брак был допущен при строительстве), а также выплатить обоим истцам суммы, причитающиеся на ремонт: Бутроменко — более 4,2 миллиона рублей, Ковалевой — 2,3 миллиона. Кроме того, компенсировать моральный вред Владимиру Бутроменко в размере 3 миллионов рублей. Впрочем, этих денег истец не увидит. Ибо решением суда предприятию и жильцу предстоит провести взаимозачет на сумму пени, набежавшей по бывшему долгу истца за квартиру.

В других требованиях суд отказал. Пока с таким решением первой инстанции согласилась только Галина Ковалева. Говорит, устала. За годы хождений похоронила мужа, сама не однажды лежала в больницах... Остальные же намерены его обжаловать. Понятно, опять через суд. Найти общий язык без него жильцу и коммунальникам пока никак не удается.

Между тем судебная тяжба наводит на определенные размышления. Беды дома № 110 случились не вдруг. Его так построили в 1984 году, с браком. А коммунальникам теперь надо держать удар. Это к слову о том, чего ожидать в перспективе от строительного бракодела... С другой стороны, жилищный фонд стареет и удар держать все равно придется рано или поздно. На то и существует техобслуживание дома, которое должно быть своевременным и профессиональным, чтобы не нарастал ком проблем. И вот с этим справляются не все. При равных возможностях одним удается развязывать узлы, а другим — завязывать их в судебные споры. Однако следует понимать: по мере возрастания платы за «коммуналку» у жильцов будет возникать все больше вопросов ребром. И на них нужно научиться отвечать, не доводя дело до судов. Иначе не факт, что из таких споров коммунальникам удастся выйти без ощутимых потерь.


Фото автора.

Советская Белоруссия № 4 (24634). Суббота, 10 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter