Спор о дефинициях

Нешуточные споры разгорелись в эти дни вокруг России в преддверии двадцатого, юбилейного саммита Россия — ЕС, который проходит сегодня в резиденции португальских королей в городке Мафра...
Партнер или соперник? Единомышленник или оппонент? Наконец, друг или враг? Нешуточные споры разгорелись в эти дни вокруг России в преддверии двадцатого, юбилейного саммита Россия — ЕС, который проходит сегодня в резиденции португальских королей в городке Мафра. Несмотря на юбилей, ничего праздничного, приподнято–торжественного в этой встрече нет. Напротив, дело попахивает скандалом: Португалия подготовила некий закрытый доклад к саммиту, в котором говорится о необходимости выработки новой европейской стратегии в отношении Москвы.

Разосланный в европейские столицы документ, попавший в распоряжение «Файнэншл таймс Дойчланд», рисует нам этакую португальскую Мафру–посадницу (по аналогии с известной Марфой–посадницей, главой партии новгородских бояр, настроенную враждебно к Москве)...

Ну пусть и не враждебно, но то, что курс Москвы вызывает опасения в Европе, это точно. Предстоящие в России выборы повлекут за собой «бесцеремонную внешнюю политику, ужесточение внутренней политики и резкую риторику», говорится в документе, который получила «Файнэншл таймс Дойчланд». Тут надо понимать, что после ухода с политической сцены лидеров с «выраженной русофильской тенденцией» — Жака Ширака, Сильвио Берлускони и Герхарда Шредера — у российского Президента не находится в сегодняшней Европе друзей, способных оценить «курс Путина», да еще в той театрализованной постановке, которую представила недавно на своем съезде «Единая Россия». Впрочем, чуждые европейской политической культуре шоу в стиле «Слава КПСС» — это всего лишь повод для того, чтобы излить куда более серьезное раздражение.

Сильная экономическая, и в первую очередь энергетическая, взаимозависимость Евросоюза и России — вот что на самом деле лежит в основе новой позиции европейского блока. Председательствующая в ЕС Португалия, если верить секретному документу, предлагает считать РФ «стратегическим партнером во многих областях, представляющих общий интерес, особенно в экономической, но в других — особенно, что касается вовлечения в постсоветское пространство, Россия является соперником или даже оппонентом».

М-да... Подобная дефиниция накануне юбилейного саммита — да еще в отсутствие базового договора о партнерстве и сотрудничестве (срок старого истек, а заключение нового блокирует Польша) — попахивает политическим скандалом. Может быть, поэтому в доработанных к пятничному саммиту версиях документа слово «оппонент» выбросили.

Тем не менее вчера помощник Президента РФ Сергей Ястржембский подтвердил, что переговоры по новому базовому договору РФ — ЕС остаются замороженными. В декабре стороны лишь автоматически продлят действующее соглашение.

Ну а Москва не будет обсуждать с ЕС ратификацию Россией Энергетической хартии. Этого главного приза, которого так долго добивается, но никак не может добиться от Кремля европейская дипломатия.

Каждый, как говорится, останется при своих. Что делают два крупных партнера, которым не удается договориться? Начинают действовать через менее крупных, но способных повлиять на геополитический баланс сил. Именно такой процесс мы и будем наблюдать в ближайшее время. И не только наблюдать, но и быть его участниками. Вовлечение Евросоюза в постсоветское пространство, о котором пишет «Файнэншл таймс Дойчланд», неизбежно касается и усиления сотрудничества с нашей страной. Но, в отличие от подобного же вовлечения в Молдове или Грузии, где Россия является соперником или даже оппонентом Европейского союза, у нас все–таки больше предпосылок для сотрудничества, чем для соперничества.

Например, и это уже подтвердил Ястржембский, наиболее результативным на саммите в Мафре обещает стать обсуждение проблематики энергодиалога, в ходе которого Россия и Евросоюз недавно договорились о создании так называемого механизма раннего предупреждения.

Смысл механизма, процитирую Ястржембского, состоит в том, чтобы на ранних стадиях выискивать узкие места в энергетическом сотрудничестве и, если появляются какие–то вопросы, которые вызывают настороженность, озабоченность, непонимание у той или иной стороны, входить немедленно в диалог, чтобы прояснить позиции и найти приемлемые для обеих сторон решения.

Помощник российского Президента также не исключил, что на встрече в Португалии будет поднята тема планов США по развертыванию противоракетной обороны в Европе. И тут у большинства европейских государств интересы сходятся — согласованная российско–белорусская позиция не противоречит позиции старожилов ЕС, которые вовсе не желают быть заложником российско–американского ядерного противостояния. Действительно, странно смотрятся противоракеты на территории с одним из самых высоких показателей плотности населения...

А главное, показатель «взаимозависимости на каждый квадратный километр», по которому проходят нитки нефте– и газопроводов, является сегодня лучшим измерителем энергии сотрудничества.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter