В Минске разгорелся спор, кому обслуживать домофоны
16.11.2016 20:50:01
В реформе системы ЖКХ не обходится без путаницы. Пока разберешься, кто за что отвечает и куда по каким вопросам обращаться... А тут еще и сомнительные начисления за коммунальные услуги и двойные квитанции, страсти вокруг которых едва улеглись. Тихо было недолго. Разгорелись «домофонные войны» между частными компаниями и коммунальщиками. Что это — рейдерский захват выгодного бизнеса? Попытка присвоить клиентскую базу? И с чем в итоге окажутся потребители? Ответы журналисты «СБ» искали по обе стороны конфликта.
Минчанка Мария Кулеш кладет передо мной объявление: «Вот, с нашего подъезда сняла». В нем под строчкой «!!!Важная информация!!!» суть: «В связи с ликвидацией участка по обслуживанию домофонных систем УП «ЖРЭО Заводского района Минска» вам необходимо до 1 числа перезаключить индивидуальный договор на услугу «Техническое обслуживание запорно–переговорного устройства (ЗПУ)» вашего подъезда с ЖЭУ–3... Без индивидуального договора услуга предоставляться не будет!» Ну и так далее, справки по такому–то телефону. Ниже приписка: мол, будьте внимательны, по квартирам ходят работники частных фирм и обманом заключают договоры. Такие же листовки показали мне люди и от ЖЭУ № 6, 5... Похожие бланки распространялись и от ЖРЭО района: «УП ЖРЭО Заводского района исключило посредников (коммерческие организации), ранее привлекавшиеся для техобслуживания ЗПУ. Теперь эти услуги предоставляются ЖРЭО». Вот так, без обиняков. Получив такие извещения, Мария Кулеш и другие жильцы, особенно пенсионеры, привыкшие доверять родному ЖЭСу, принялись заполнять договоры, вверяя обслуживание домофонной системы в подъезде коммунальщикам. Те, к слову, к тому времени услужливо опустили пустые бланки договоров в почтовые ящики. Заполнили жители и заявления на расторжение прежнего договора с фирмой. «Нет, претензий к фирме не было, — говорит собеседница. — Но раз ЖЭС сказал, значит, так надо».
Копии заявлений мне показали и в ассоциации «Безопасный дом», объединившей 12 частных организаций по обслуживанию запорно–переговорных устройств. «К чему здесь «ликвидация участка в ЖРЭО» к нашей работе? — недоумевает директор ООО «Смартдомофон» Сергей Кулик. — А людям ведь не объясняют, они думают, что закрывают именно фирму, поэтому домофонную систему в подъезде теперь будет обслуживать ЖЭУ. Но это не так: договор с нами никто не отменял». В заявлениях от имени жильцов написано следующее: «Нам было сказано перейти на обслуживание ЗПУ в ЖЭС, так как старая организация якобы больше обслуживать не будет, а домофон будет обслуживать ЖЭС...» «Меня обязали перезаключить договор на обслуживание домофонной системы с ЖЭУ–5. Перезаключила».
Потребитель должен сам выбирать организацию, с которой желает узаконить отношения. «Было много сомнительных случаев, — продолжает Г.Захаров. — Когда, к примеру, подписи на договорах с ЖЭУ были поддельные. Шли двойные начисления, поскольку фирмы продолжали обслуживать подъезды и начисляли свои суммы. Подоплека в том, что в 2015 ЖРЭО Заводского, Октябрьского и Первомайского районов, чтобы избавиться от конкурентов, расторгли с нами трехсторонние договоры, по которым мы платили им около 15 процентов со всех наших начислений. Тогда было много жалоб от людей, которые не понимали, что происходит... В итоге со ЖРЭО заключили документ, который был призван решать спорные вопросы. Тогда же мы отдали около 150 подъездов на обслуживание коммунальщикам. Но мирно мы сосуществовали лишь год, теперь снова — в обслуживаемых нами подъездах — объявления с призывом заключать договоры с ЖЭУ. Аргумент: иначе ЗПУ работать не будет». Но почему бы просто не прийти к людям и не сказать: «Сейчас вас обслуживает такая–то организация, но мы предлагаем услуги лучше и по такой–то цене. Кто с нами?» Тогда — никаких вопросов. Это и есть честная конкуренция.
Основная проблема мне видится в отсутствии информации. Дело в том, что если вы уходите от одной фирмы к другой, а большинство жителей подъезда обычно остаются с прежней организацией, то ваше ЗПУ попросту не будет работать. И наоборот, оформите отношения, скажем, с ЖЭУ на обслуживание домофонной системы и окажетесь при этом в меньшинстве, ее вам отключит частник, так как подъезд числится за ним, а в нем не могут работать две организации. И будете вы гадать, в какой из двух групп оказались, да губы покусывать, ожидая, отрубят вам домофонную систему или нет.
Кстати, в спор между частниками и коммунальщиками в прошлом году уже вмешивалась и прокуратура. К примеру, выявила нарушения со стороны ЖРЭО Октябрьского района: там заключали договоры без проведения общего собрания с потребителями и не получив согласия 51 процента жильцов на обслуживание ЗПУ. Сейчас, со слов директора Минского городского жилищного хозяйства Виталия Смирнова, процентов 13 подъездов перешли на обслуживание ЗПУ посредством ЖЭУ: «Возможно, этот процент повысится. Если частный бизнес не справится, подставим плечо. Это обычная здоровая конкуренция. Никаких «домофонных войн» я не вижу. За переустановку систем при перезаключении договора с новой организацией людям платить не надо, только — ежемесячно по жировке по установленному тарифу».
Откровенно говоря, у представителя ЖКХ я не увидела того же рвения в желании решить вопрос, как в частных организациях. О том, планируется ли информировать людей, которым предлагается перезаключать договоры на оказание таких услуг, к сожалению, мнение В.Смирнова так и не услышала. Но с тем, что такая информация должна быть, он согласен. Если ситуацию не пытаться решить, она лишь накалится. А крайними опять могут остаться жильцы.
gladkaya@sb.by
Советская Белоруссия № 221 (25103). Четверг, 17 ноября 2016