В Минске разгорелся спор, кому обслуживать домофоны

Спор на фоне домофона

В реформе системы ЖКХ не обходится без путаницы. Пока разберешься, кто за что отвечает и куда по каким вопросам обращаться... А тут еще и сомнительные начисления за коммунальные услуги и двойные квитанции, страсти вокруг которых едва улеглись. Тихо было недолго. Разгорелись «домофонные войны» между частными компаниями и коммунальщиками. Что это — рейдерский захват выгодного бизнеса? Попытка присвоить клиентскую базу? И с чем в итоге окажутся потребители? Ответы журналисты «СБ» искали по обе стороны конфликта.



Минчанка Мария Кулеш кладет передо мной объявление: «Вот, с нашего подъезда сняла». В нем под строчкой «!!!Важная информация!!!» суть: «В связи с ликвидацией участка по обслуживанию домофонных систем УП «ЖРЭО Заводского района Минска» вам необходимо до 1 числа перезаключить индивидуальный договор на услугу «Техническое обслуживание запорно–переговорного устройства (ЗПУ)» вашего подъезда с ЖЭУ–3... Без индивидуального договора услуга предоставляться не будет!» Ну и так далее, справки по такому–то телефону. Ниже приписка: мол, будьте внимательны, по квартирам ходят работники частных фирм и обманом заключают договоры. Такие же листовки показали мне люди и от ЖЭУ № 6, 5... Похожие бланки распространялись и от ЖРЭО района: «УП ЖРЭО Заводского района исключило посредников (коммерческие организации), ранее привлекавшиеся для техобслуживания ЗПУ. Теперь эти услуги предоставляются ЖРЭО». Вот так, без обиняков. Получив такие извещения, Мария Кулеш и другие жильцы, особенно пенсионеры, привыкшие доверять родному ЖЭСу, принялись заполнять договоры, вверяя обслуживание домофонной системы в подъезде коммунальщикам. Те, к слову, к тому времени услужливо опустили пустые бланки договоров в почтовые ящики. Заполнили жители и заявления на расторжение прежнего договора с фирмой. «Нет, претензий к фирме не было, — говорит собеседница. — Но раз ЖЭС сказал, значит, так надо».

Копии заявлений мне показали и в ассоциации «Безопасный дом», объединившей 12 частных организаций по обслуживанию запорно–переговорных устройств. «К чему здесь «ликвидация участка в ЖРЭО» к нашей работе? — недоумевает директор ООО «Смартдомофон» Сергей Кулик. — А людям ведь не объясняют, они думают, что закрывают именно фирму, поэтому домофонную систему в подъезде теперь будет обслуживать ЖЭУ. Но это не так: договор с нами никто не отменял». В заявлениях от имени жильцов написано следующее: «Нам было сказано перейти на обслуживание ЗПУ в ЖЭС, так как старая организация якобы больше обслуживать не будет, а домофон будет обслуживать ЖЭС...» «Меня обязали перезаключить договор на обслуживание домофонной системы с ЖЭУ–5. Перезаключила».

Ситуация видится такой. Выполняя в Минске госпрограмму «Закрытый подъезд», в основном частные компании создали и наладили в городе всю домофонную систему, затем устраняли неисправности, ремонтируя и заменяя сломавшееся оборудование. «Но вдруг коммунальщики почему-то решили расширить объемы и номенклатуру своих платных услуг населению, — размышляет председатель ассоциации «Безопасный дом» Геннадий Захаров. — Так пожалуйста, мы не против конкуренции, если она честная. Главное, чтобы жители не страдали. Но, как видим, методы работников отдельных ЖРЭО порой далеки от цивилизованных. Они вывешивают на подъезды объявления, порочащие деловую репутацию фирм, говорят, что мы обманщики, уверяют людей, будто только ЖЭУ могут обслуживать ЗПУ».

Потребитель должен сам выбирать организацию, с которой желает узаконить отношения. «Было много сомнительных случаев, — продолжает Г.Захаров. — Когда, к примеру, подписи на договорах с ЖЭУ были поддельные. Шли двойные начисления, поскольку фирмы продолжали обслуживать подъезды и начисляли свои суммы. Подоплека в том, что в 2015 ЖРЭО Заводского, Октябрьского и Первомайского районов, чтобы избавиться от конкурентов, расторгли с нами трехсторонние договоры, по которым мы платили им около 15 процентов со всех наших начислений. Тогда было много жалоб от людей, которые не понимали, что происходит... В итоге со ЖРЭО заключили документ, который был призван решать спорные вопросы. Тогда же мы отдали около 150 подъездов на обслуживание коммунальщикам. Но мирно мы сосуществовали лишь год, теперь снова — в обслуживаемых нами подъездах — объявления с призывом заключать договоры с ЖЭУ. Аргумент: иначе ЗПУ работать не будет». Но почему бы просто не прийти к людям и не сказать: «Сейчас вас обслуживает такая–то организация, но мы предлагаем услуги лучше и по такой–то цене. Кто с нами?» Тогда — никаких вопросов. Это и есть честная конкуренция.

Основная проблема мне видится в отсутствии информации. Дело в том, что если вы уходите от одной фирмы к другой, а большинство жителей подъезда обычно остаются с прежней организацией, то ваше ЗПУ попросту не будет работать. И наоборот, оформите отношения, скажем, с ЖЭУ на обслуживание домофонной системы и окажетесь при этом в меньшинстве, ее вам отключит частник, так как подъезд числится за ним, а в нем не могут работать две организации. И будете вы гадать, в какой из двух групп оказались, да губы покусывать, ожидая, отрубят вам домофонную систему или нет.



Кстати, в спор между частниками и коммунальщиками в прошлом году уже вмешивалась и прокуратура. К примеру, выявила нарушения со стороны ЖРЭО Октябрьского района: там заключали договоры без проведения общего собрания с потребителями и не получив согласия 51 процента жильцов на обслуживание ЗПУ. Сейчас, со слов директора Минского городского жилищного хозяйства Виталия Смирнова, процентов 13 подъездов перешли на обслуживание ЗПУ посредством ЖЭУ: «Возможно, этот процент повысится. Если частный бизнес не справится, подставим плечо. Это обычная здоровая конкуренция. Никаких «домофонных войн» я не вижу. За переустановку систем при перезаключении договора с новой организацией людям платить не надо, только — ежемесячно по жировке по установленному тарифу».

Откровенно говоря, у представителя ЖКХ я не увидела того же рвения в желании решить вопрос, как в частных организациях. О том, планируется ли информировать людей, которым предлагается перезаключать договоры на оказание таких услуг, к сожалению, мнение В.Смирнова так и не услышала. Но с тем, что такая информация должна быть, он согласен. Если ситуацию не пытаться решить, она лишь накалится. А крайними опять могут остаться жильцы.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 221 (25103). Четверг, 17 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter