Три истории украинских беженцев, получивших белорусское гражданство

Спокойный дом

На днях Александр Лукашенко подписал указ, по которому еще 428 человек в упрощенном порядке получили белорусское гражданство. В основном это жители Донецкой и Луганской областей Украины. В нашу страну они едут семьями в поисках спокойной жизни, стабильной работы и предсказуемого будущего. За последние полтора года белорусские паспорта получили более трех тысяч украинцев. И заявления от них продолжают поступать. 
­СКАЗАНО

— Тысячи и тысячи человек прибыли в Беларусь. И в единственной стране моим указом получили такое же право, как все белорусы. 

(Александр Лукашенко в интервью японскому телеканалу TBS, 17 марта 2022 года.)

Восемь лет как один миг

Надежда Сидькова из Гомеля, бежавшая в 2014-м из Донецкой области с маленькой дочкой, восемь лет мечтала стать гражданкой Беларуси. И когда в канун этого Нового года ей вручили заветный паспорт, по щекам женщины текли слезы счастья:

— Все, я белоруска, я часть этой страны! Я всем показывала паспорт — такая счастливая была. А о долгожданном событии до сих пор не могу говорить спокойно.


Тогда, в 2014-м, Надежда думала, что в жизни больше ничего хорошего не будет. Страх за девятилетнюю дочь Ринату заставил в один миг бросить в чемодан самое нужное и бежать куда глаза глядят. 

— Мы не собирались уезжать из Украины. Сначала ждали, пока закончатся бомбежки, терпели. Потом перебрались в Харьков. Думали, военные действия вот-вот прекратятся и мы вернемся домой. Но — ничего. Поняли, что дорога назад отрезана. 
Так страшно было осознавать, что бросили родной дом навсегда. В Гомель приехали ни с чем. Вообще не понимали, как жить, где брать деньги, в какие двери стучаться. Полная растерянность — одни в чужой стране! Мы с мужем даже подумать не могли, что здесь нам сразу помогут. Не верили, что такое бывает… 
Сначала на помощь вынужденным мигрантам пришел Красный Крест. Волонтеры нашли для семьи жилье, помогли устроить в школу ребенка, подыскать работу Надежде и ее супругу. Первое время женщина была уборщицей на предприятии. Получив вид на жительство через три месяца, устроилась в Гомельскую областную клиническую больницу на должность сестры-хозяйки. Пару лет назад пути супругов разошлись, Надежда с дочерью живет в общежитии, мечтает о своем жилье, хотя бы социальном или арендном, говорит, в целом у них все очень хорошо:

— Я прикипела за это время к работе, к коллегам, к белорусской земле. Дочке уже семнадцать, оканчивает одиннадцатый класс. И у нас, уверена, впереди очень много хорошего! Восемь лет мы в Беларуси, а как будто один миг. Когда хорошо и спокойно, время летит незаметно.

Приехать, чтобы остаться

Сергей Чеботаев с супругой Ириной и дочерью Тамарой из города Авдеевка Донецкой области живут в Могилеве не первый год. На днях у семейства счастливое событие — получат белорусские паспорта. Сергей рассказывает о пережитом:
— Мои родители не выдержали бомбежек и жизни в подвалах — перебрались в Славгород еще в 2014 году. Мы же поначалу искали счастья в Мариуполе, надеясь, что конфликт утихнет. И оказались там никому не нужными: статус переселенцев не давали, на работу не брали, оплачивать жилье было нечем. Не сложилось и в России, где за несколько месяцев работы мне не заплатили. 
Отчаявшись, мужчина приехал навестить родителей в Славгород. И в этот короткий визит ему предложили работу на пилораме. Остался и, накопив немного денег, перевез в Беларусь жену и дочь.

Спустя время Чеботаевы из райцентра перебрались в Могилев. Супруге предложили должность инженера контроля качества на одном из крупных предприятий, Сергей устроился огнеупорщиком на металлургический завод. Переселенцам помогли пройти медкомиссию, обеспечили жильем. Дочь Тамара в лицее получила специальность продавца и поступила в университет на заочную форму обучения.

— Белорусы очень чуткие и гостеприимные люди. На заводе все, от простых рабочих до директора, встретили меня тепло, отнеслись с пониманием. Кстати, именно коллеги подсказали, что статус беженца можно сменить на белорусское гражданство. Наша семья и так не чувствовала себя обделенной. Например, мне бесплатно сделали операцию на носу, которую в Украине ждал пять лет. Теперь и вовсе будем полноценными гражданами Беларуси, — радуется Сергей.

«Синие книжечки» семейству вручат на днях, но Чеботаевы получили гражданство раньше и даже голосовали на референдуме. Говорят, это был настоящий праздник, куда коллеги шли семьями. На участке организовали шикарный концерт, работал буфет. В Украине голосование проходит обычно не так масштабно и массово.

В планах у Чеботаевых остаться в Могилеве. О комфортной обстановке в стране и конкретно в областном центре от них наслышаны близкие из Авдеевки. Вшестером планируют по гуманитарному коридору выехать в Европу, а потом попасть в Беларусь, чтобы остаться и воссоединиться с семьей.

«Вы не видели «плохо»!»

Ирина Антоненко восемь лет назад переехала из города Шахтерска Донецкой области в Минск. О своем выборе нисколько не жалеет. В Украине остались две квартиры, которые и раньше можно было продать за гроши, а сейчас для женщины они и вовсе ценности не представляют.


— Живу в минском общежитии с двумя сыновьями — зато спокойно, в мире. Созваниваюсь с украинскими соседями и понимаю: там кромешный ад, нечего туда возвращаться. С десяти вечера и до четырех утра ВСУ стреляют по школам, по жилым домам. Там восемь лет люди гибнут, — категорична женщина.

В январе Ирина Антоненко получила белорусский паспорт. Говорит, сбылась давняя мечта, и видит в этом историческую справедливость. Почему? Ее родители из Беларуси. В молодости уехали на шахты, там познакомились, поженились. Ирина была украинкой по паспорту, но в душе — белоруской. Каждое лето проводила у нас, замуж вышла за белоруса. У младшего сына, который родился с инвалидностью, было белорусское гражданство, поэтому каждый год приезжали к нам на лечение, реабилитацию. И в 2014 году остались навсегда.
— Когда слышу от белорусов, что им плохо живется, не могу сдержаться: вы не видели «плохо»! Здесь я получаю пособие по инвалидности на ребенка, бесплатное лечение, реабилитацию, государство компенсирует расходы на подгузники, социальное такси всегда на подхвате. 
Сейчас у Ирины две большие радости. Первая — долгожданное белорусское гражданство. Вторая — к ней на днях из Киевской области переехала дочь Юля с внучком Марком. Они бежали из-под обстрелов, зятя не выпустили из Украины, рассказывает женщина:

— Родные нарадоваться не могут, говорят, в Беларуси легче дышать, живется позитивно и, главное, в мире. А еще поражены тем, какие у нас вкусные и натуральные продукты. Внучок, который обычно ест мало, не может отъесться творожками, йогуртами, кашами.

solovieva@sb.by

ostapchuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter