Сплясали под двойную дудку

Российский этнографический музей привез в Минск одежду и утварь белорусов XIX века

Уникальную коллекцию народных костюмов можно увидеть сегодня на выставке «Белая Русь и ее соседи» в минском Национальном историческом музее. Экспозиция прибыла из Санкт–Петербурга — для нее специально отобрали экспонаты Российского этнографического музея (РЭМ). Чем близки белорусы другим народам, а чем отличаются? Об этом расскажут узоры и вышивка.

Костюмы конца XIX века совсем не похожи на те «фольклорные» одежды, в которых выступают «народные коллективы» в наши дни. В аутентичных нарядах все скромно. Орнамент не кричит буйством красок. Белый лен, красная вышивка — простое сочетание.

Не будучи специалистом, даже не отличишь, что какому народу принадлежит. За литовский я принял костюм витебчанки, а за белорусский — наряд девушки из прибалтийской Жемайтии.

Самые необычные на выставке — одежды девочки. Детских нарядов нет в коллекциях белорусских музеев. Тем более таких старых — позапрошлого столетия. Хотя смотрится льняная ткань почти как новая. Наталья Прокопьева, заместитель директора РЭМа, показала мне самый древний экспонат — костюм женщины из Пружанского уезда. Он экспонировался еще на Всероссийской этнографической выставке в московском Манеже в 1867 году!

В Российской империи пристально изучали населявшие ее народы.

Нынешний РЭМ возник из этнографического отдела Русского музея императора Александра III, который посылал ученых в экспедиции по Белоруссии, Украине, Прибалтике. Оттуда исследователи привозили на берега Невы те вещи, которые сегодня представлены в Минске.

Не только белорусская, но и польская коллекция в РЭМе — богатейшая в мире. По словам Прокопьевой, во время Второй мировой войны в краковском музее, где хранились предметы этнографии, случился пожар. Многое погибло. А хранившееся в Ленинграде было эвакуировано и сохранено.

Народные костюмы, привезенные из Санкт–Петербурга, занимают центральное место в экспозиции минского музея. Дмитрий Баранов, заведующий отделом русской этнографии РЭМа, может часами рассказывать, что значат те или иные детали одежды и быта. О старинной свадьбе он знает все настолько подробно, что, кажется, будто только что вернулся на машине времени из прошлого:

— Почему в свадебных одеждах все должно быть ярким? Чтобы на это реагировала сетчатка глаза. Чтобы человек бросался в глаза. В народной традиции яркость ассоциировалась с жизнью. А до того невеста пребывала как бы невидимой. В общем, «невесть что». Да, по народным представлениям, пока девушка не выйдет замуж, она пребывает в переходном состоянии. Она должна в это время не попадаться никому на глаза. И во время свадьбы ей положено плакать — чтобы олицетворять свое перерождение: из девушки в жену. Неслучайно свадьба по–белорусски называется «вяселле» — это не просто что–то веселое, это слово однокоренное с «весной», и если глубже разбирать его этимологию, то оно означает начало новой жизни. Нет ничего случайного в народной культуре — каждая деталь объяснима и наполнена глубоким смыслом.

Айшат Гаджиева, научный сотрудник РЭМа, обратила мое внимание на «парневку», или «двойчатку», прибывшую из Петербурга в Минск и не имеющую аналогов в музеях Беларуси. Это редкий музыкальный инструмент — парная, двойная дудка. На ней играли на смоленско–могилевских землях и в районе Пскова — на территории народа сету, родственного эстонцам. Многие белорусские народные инструменты родом из профессиональной музыкальной культуры, существовавшей на этих землях много веков назад. Скрипка, цимбалы, колесная лира, бубен — все они составляли обязательный набор сельского ансамбля, или капеллы еще во времена Речи Посполитой.

Гаджиева не согласна с тем, что крестьянские музыкальные инструменты можно называть примитивными:

— Возьмите охотничий манок — приманивающую хищника дудочку. Мастер ее должен был сделать такой, чтобы зверь поверил, что его зовет не человек, а другое животное.

Рассматривая музыкальные инструменты, на некоторых мы находим надписи чернилами начала ХХ века, например: «Дудочка. Велиж. у. Вит. губ.». А сотрудники РЭМ знают наизусть, что откуда. Впервые белорусские предметы представлены на исторической родине.

В Минске выставка пробудет до конца января. Яйца–писанки, рушники, изделия гончаров и кузнецов — все это ждало внимания публики более сотни лет. И это не последний совместный проект петербуржцев и минчан. Нина Колымаго, первый заместитель директора Национального исторического музея Беларуси, посвятила в планы на будущее:

— Наш музей много лет сотрудничает с РЭМом. Первой совместной выставкой стала презентация в Минске старинных фотографий «Евреи царской России». Нынешняя выставка поддержана на уровне Союзного государства, Министерством культуры России, которое выделило средства на транспортировку, страховку коллекций. В ответ в следующем году мы повезем свое собрание белорусского костюма в Санкт — Петербург.


Советская Белоруссия №239 (24376). Четверг, 19 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter