Спицы в колесах

Светлана ИВАХОНЕНКОВА - потенциально одна из сильнейших велогонщиц мира.
Светлана ИВАХОНЕНКОВА - потенциально одна из сильнейших велогонщиц мира. Так говорят специалисты. Однако доказать это на протяжении последних лет ей никак не удавалось. Причина проста. В российской сборной для спортсменки не находилось места. Год назад Ивахоненкова попросилась в белорусскую команду. Правда, переход под флаг дружественного государства неожиданно оказался достаточно проблематичным.

Как бы там ни складывались обстоятельства, я не жалею, что попросилась в белорусскую команду. Единственное, о чем мечтаю, - это Олимпиада.

- Все началось с того, что в 17 лет, - рассказывает Светлана, - я из конькобежного спорта перешла в велосипедный. И успехи пришли тут же. Установила юниорский мировой рекорд, потом несколько раз его обновляла. В 1993 году выиграла чемпионат России среди взрослых и, по идее, должна была занимать место в основном составе команды. Увы, все вышло наоборот. "Доброжелателей" у меня всегда хватало, потому что язык мой - враг мой. А когда называешь все своими именами, за это часто приходится платить дорогую цену.

- Вас не включали в команду?

- Вот именно. Чудом мне удалось пробиться в 1994 году дважды на этап Кубка мира. И я оба раза выиграла "серебро" в индивидуальной гонке. Затем в 1995-м участвовала в чемпионате мира, на Кубке России установила рекорд страны. Но стоило в 1996-м проиграть отбор на Олимпиаду, как появились большие проблемы. Меня начали потихоньку отметать, прилепив штамп "неперспективная". Я ушла в шоссейные гонки, но особого стимула не было, и в 1999-м решила поставить велосипед в угол.

- Кто же вас переубедил?

- Мой муж. Как-то Сергей говорит: " А тебе будет не обидно, если уйдешь, ничего фактически не достигнув?" Меня это сильно задело. Я вернулась и в 2001 году выиграла Кубок России, а значит, могла ехать на этап Кубка мира в Колумбию. Но повторилась прежняя история. Старший тренер Юрий Исаев приложил максимум усилий, чтобы я не полетела туда. Дошло до смешного - он рассказал о том, что мой билет зарезервирован на другую фамилию и обмену не подлежит. После сиднейской Олимпиады к руководству федерации пришли люди, которые учинили, не побоюсь этого слова, полный беспредел.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало мое исключение из состава участников шоссейного чемпионата мира. И тогда моя подруга Наталья Цилинская предложила: "А может, к нам?" Но нашлись люди, которые меня уговорили остаться. Я им поверила, дура...

- Зачем же так?

- А так и есть. Я "отобралась" на Кубок мира, но мне сказали: "Даже и не мечтай". Мы с мужем написали докладную на имя президента НОКа Леонида Тягачева. И стали происходить чудеса. Вечером у меня забрали документы для поездки на чемпионат Европы в Германию. Хотя в отборе я не участвовала! Но, съездив туда, поняла, что лучше бы осталась дома. Мои же товарищи по команде пакостили мне всяческими способами. "Забыли" меня на треке. И если бы не мой тренер, то пришлось бы с сумками самой добираться до гостиницы. Велосипед я боялась оставлять в российском автобусе - могли сделать все, что угодно, настолько нечистоплотные люди... В гонке у меня вышла "заруба" со Слюсаревой. Она железно выигрывала "золото", но сделала все, чтобы оставить меня без медали. Не получилось. И тогда я точно поняла, что больше за Россию выступать не буду.

- Вы более года тренируетесь у старшего тренера сборной Украины Виктора Осадчего. Это известный специалист, подготовивший чемпионов мира и Олимпиад. Ваше сотрудничество не создает ему проблем?

- Как ни странно, нет. Вначале Осадчий взял надо мной шефство, а с ноября прошлого года, когда я сказала ему о своем намерении выступать за Беларусь, и вовсе стал постоянно тренировать. За последний год я прожила у него дома в Киеве больше, чем у себя в Москве.

- Как восприняли ваше желание уйти в российской команде?

- Вернувшись с чемпионата Европы в Германии, я написала заявление с просьбой разрешить мне выступать за белорусскую команду. И мне его, не задерживая, выдали. Я отовсюду уволилась, сдала весь инвентарь. В октябре состоялась беседа с руководством белорусского спорта. Попросила оплатить мне подготовку, форму и инвентарь. Оставался последний "штрих к портрету" - получить "открепительную" от НОКа России для участия в Олимпийских играх.

- Кто же вам препятствовал?

- Как выяснилось, белорусский запрос попал в НОК только в феврале 2003 года. А я к тому времени уже успела дважды отметиться на пьедестале Кубка мира. Для россиян это был такой удар, что не знаю, как они его пережили. Руководство федерации стало добиваться, чтобы мне не давали разрешения на участие в Олимпиаде. Итогом их усилий стал официальный ответ, что НОК России не возражает против моего выступления на Олимпийских играх... по истечении трех лет. Каково?! К сожалению, до сих пор мы не можем попасть на прием к Леониду Тягачеву, в отсутствие которого принималось такое решение. Как мы полагаем, он мог бы справедливо разрешить этот вопрос.

- Это правда, что вас в белорусскую команду принимали на условиях самофинансирования?

- Лишь отчасти. С белорусским спортивным руководством мы договаривались, что при получении олимпийского разрешения мне компенсируют средства, которые муж в меня вложил. Это ни много ни мало 22 тысячи долларов. Но перед поездкой в Штутгарт у нас денег не было даже на билет на поезд, пришлось мне ехать с багажом.

- Многие специалисты посчитали, что ваше отсутствие на пьедестале в Штутгарте - это попытка замаскироваться перед российскими чиновниками?

- Как бы мне ни хотелось получить олимпийский допуск, я никогда не стану выступать ниже своих возможностей. А тут такие передряги. В придачу моя бывшая команда потрепала мне нервы и там. Добравшись до Штутгарта, мы узнали, что я заявлена за российскую команду. Вообразите!

Как бы там ни складывались обстоятельства, я не жалею, что попросилась в белорусскую команду. Здесь прекрасный микроклимат, внимательное отношение. Единственное, о чем мечтаю, - это Олимпиада.

...Совершенно понятно, гонщиц уровня Ивахоненковой очень мало в мире и нет в Беларуси. Анатолий Иванов, генеральный секретарь белорусского НОКа, подтвердил, что россияне, рассматривая Светлану как серьезную соперницу, категорически возражают против ее допуска в Афины. Правда, есть один нюанс. Министр спорта и туризма Беларуси Юрий Сиваков готов приложить все усилия, чтобы договориться с российской стороной. Как он сообщил "СБ", Глава государства дал ему поручение изучить пути положительного разрешения этой проблемы. Словом, постоим...

Фото Ивана Соболя, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter