Спицы истории на дороге жизни
26.06.2009
Покопавшись в газетных архивах тех лет, выяснил, что велогонка на приз нашей газеты была одной из наиболее массовых и престижных, проводившихся в Белоруссии. В ней участвовали все велогонщики страны: от представителей национальной сборной до детей, только начинающих свой спортивный путь. Сделав несколько телефонных звонков, удалось отыскать и победителя состязаний 1959 года, упомянутого в письме, Альберта Васильева. Как оказалось, в свои 71 год Альберт Николаевич по–прежнему связан с велосипедным спортом — работает инструктором–методистом в ДЮСШ. В просьбе о встрече и беседе он не отказал — любезно пригласил приехать корреспондентов «СБ» на велотрек «Минск–Арены», на котором с недавнего времени располагается ДЮСШ.
— Альберт Николаевич, вспомните, пожалуйста, что же это были за соревнования на приз «Советской Белоруссии», победителем которых вы стали.
— В 50 — 60–е годы велогонка на приз вашей газеты являлась самой массовой в республике. Поверьте, я не преувеличиваю. Посвящена она была Дню печати. Эти состязания традиционно были первым официальным стартом сезона. Ежегодно на них собиралось под тысячу спортсменов! Сегодня просто невозможно представить себе такие масштабы. Хотя, конечно, стоит сделать скидку на то, что в те времена многие выступали по разнарядке — из песни, как говорится, слов не выкинешь. Начинались соревнования в 9 часов утра и заканчивались в 9 вечера. Проходили они на Московском шоссе. Местом старта был 3–й километр. Это там, где сегодня находится Национальная библиотека. На ее месте тогда была небольшая деревенька, а по другой стороне шоссе — два курятника. Впервые я выступил в этой гонке в 1953 году: мне было 15 лет. А уже через два года стал победителем соревнований в команде. В 1959 году добился успеха и в индивидуальной гонке.
— Сперва отмечу, что часы эти очень хорошие. Из настоящего дерева, а не из ДСП какой–нибудь, механизм долго–долго работал. Когда дочка выходила замуж, покидала родительский дом, решил передать ей часы как семейную реликвию. Они до сих пор работают.
— А как вы попали в велоспорт?
— Вы хорошо помните свое детство?
— Мне было три года, когда началась война. Жили мы на окраине Минска. Питались исключительно продуктами с огорода: картошка, зелень. Сохранились фотографии того времени — я на них худющий–худющий. Из военных воспоминаний в память больше всего врезались два эпизода. Недалеко от нашего дома был штаб немцев. К нему было запрещено приближаться. И все–таки однажды любопытство взяло верх — я пробрался и заглянул в форточку. Тотчас получил сильную затрещину и со всех ног побежал домой. До сих помню самолетный гул и взрывы во время бомбардировки железной дороги, рядом с которой находился наш дом. Мы тогда всей семьей целый день просидели в яме на огороде — импровизированном бомбоубежище...
— Когда вы последний раз садились на велосипед?
— Давно. Раньше на даче катался, пока здоровье позволяло. А сейчас я инвалид, мне запрещены всяческие нагрузки.
— В чем заключается ваша нынешняя работа?
— Это, скорее, организаторский труд: все распланировать, составить расписания.
— За соревнованиями следите?
— Конечно, некоторые даже сужу.
— Кого вы считаете сильнейшим велосипедистом за всю историю Беларуси?
— Виктора Быкова, даже несмотря на то, что он не стал олимпийским чемпионом.
— С современными белорусскими гонщиками общаетесь?
— Нет. Только на соревнованиях пересекаемся.
— Когда в Беларуси, на ваш взгляд, был пик развития велоспорта?
— Конец 70–х и 80–е годы. Сейчас велоспорт чахнет. В прошлом году даже не была проведена тренерская конференция, не обсуждены планы работы в новом олимпийском цикле. Календарь соревнований составляется плохо и несвоевременно. В этом сезоне федерация приняла абсурдное решение — не проводить отдельный чемпионат для молодежи до 23 лет. В этой дисциплине проводится чемпионат мира, а у нас ее упраздняют. Нонсенс! Массовость падает. Велосипедистам негде тренироваться — машин с каждым годом становится все больше и больше, дороги загружены не то что в городе, но и за его пределами. С таким автомобильным трафиком велосипедистам опасно выезжать на трассы. Последние два года не можем провести ни одни детские соревнования в Минске — договориться с Мингорисполкомом о закрытии улиц на время гонок практически нереально. Зрительского интереса нет. В 59–м, в день гонки на приз «СБ», стояла отвратительная погода: холодно, дождь, ветер. А болельщиков было тьма...