Источник: Знамя юности
Знамя юности

Лайфхаки от профессора: как отличить уникальную дипломную работу от плагиата

Списал – значит, украл?

На дворе май – страда для выпускников вузов. Подготовка к госам в самом разгаре, работа над дипломным проектом вышла на финишную прямую. Жаль, что находятся студенты (и их немало), которые не считают необходимым корпеть над научным трудом месяцами, а предпочитают пользоваться услугами по написанию работ или выдавать чужие исследования, найденные на просторах всемирной сети, за свои.


Не ускользнет ни один абзац

Чтобы узнать, как преподаватели отсеивают чистый плагиат от уникальных авторских исследований, мы наведались к профессору, заведующей кафедрой менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития Белорусского государственного технологического университета Ирине Новиковой. Она работает со студентами уже более 30 лет, от ее зоркого глаза не ускользнет ни один списанный абзац:

Ирина Новикова.
– Проблема плагиата не в лени студентов, как это может показаться на первый взгляд, а в отсутствии мотивации. Выпускники знают наверняка, что их ждет распределение и им не придется искать себе место на рынке труда: доказывать работода­телю, что он лучший, и демонстрировать профессиональ­ные способности. Независимо от того, насколько качественное исследование представит выпускник, он получит диплом. За плагиат ведь никто не отчисляет, в худшем случае заставят доработать. Для сравнения приведу в пример историю, которую рассказала моя аспи­рантка, работающая в Мидлсе­кском университете в Лондоне. Когда один из наших соотечественников попытался защитить списаную магистерскую диссертацию, его отчислили без права въезда в Великобританию. Эта ситуация наилучшим образом демонстрирует отношение англичан к плагиату: для них это воровство. Если украл мобильник, значит, ты вор. Если присвоил интеллек­туальную собственность – тоже.

Проще купить, чем пошевелить извилинами

Профессор замечает, что мнение «списал – значит, украл» у нас пока не сформировалось. Более того, иногда студенты открыто заявляют преподавателям, что им проще купить работу, чем выполнить ее самостоятельно:

– Один пришел и сказал: у моего папы фирма, ему не составит труда заплатить 100–150 долларов за мой диплом. Я ему ответила: придет время, когда ты возглавишь папину компанию и, вероятнее всего, разоришь ее, потому что экономика в вузе прошла мимо тебя.

Централизованно антиплагиатор в университете пока не запущен. В этом году кафедра по собственной инициативе впервые проверит несколько страниц в каждой работе:

– У нас 30 дипломников, прогнать все работы целиком нет возможности, но мы сделаем это выборочно. Однако показатель уникальности, который выдает система, не всегда объективен. Зачастую общеупотребимые в научной лексике речевые обороты программа относит к плагиату, что автоматически снижает уникальность. К оценке результатов нужно подходить очень осторожно, потому что можно ошибиться. В соответствии с международными стандартами мы определили, что минимальный проходной уровень уникальности – 40 процентов, все, что меньше, будет отправляться на доработку.

Антиплагиатор в голове

Хотя опытному преподавателю специальный софт не нужен. Ирина Васильевна вспоминает интересный случай:

– Несколько лет назад, когда работала в одном частном вузе, ко мне попали двое выпускников с идентичными проектами. Первый защитился без особых проблем, а вот у второго они были. Еще с введения поняла, что где-то я это уже читала. Оказалось, один студент купил работу за 80 долларов в эквиваленте, а второй за 50 – получил скидку. Радует, что в БГТУ такого произойти не могло бы: у каждого студента своя тема, привязанная к конкретному предприятию, на котором он проходит преддипломную практику. Но даже это от плагиата не всегда спасает. Некоторые умудряются купить бизнес-план фирмы, в которой они практикуются, и отдать его человеку, который пишет дипломный проект. Преподаватель получит абсолютно уникальное, грамотное исследование и никогда не поймет, что выполнил ее не сам студент.

И пусть Ирина Васильевна частенько ругает наших студентов, но ласково называет их «нобелевскими лауреатами»:

– С советских времен у нас сохранилась хорошая система подготовки курсовых и дипломных работ. Она позволяет научить студента грамотно ставить цели и задачи, грамотно вести исследование. Поэтому к моменту написания дипломной работы любой студент (если он, конечно, не очень ленивый) в состоянии представить достойный проект.

ЛАЙФХАКИ ОТ ПРОФЕССОРА

• Чтобы понять, уникальная работа или нет, обращаю внимание на литературу: слишком свежая зарубежная библиография меня настораживает. Понимаю, что книгу, которая только сошла с печатного станка в другой стране, раздобыть сложно. Это свидетельство того, что работа взята из интернета.

• Когда читаю дипломную по проблеме, которая мне очень хорошо знакома, например, по глобализации мировой экономики, вспоминаю, где и кем это могло быть написано.

• Обращаю внимание на шероховатости стиля, описки и ошибки в тексте. Ни один студент не пишет, как профессор, и всегда допускает неточности.

• Подмечаю, как часто дипломник делает выводы. Если он процити­ровал чужую мысль со ссылкой на автора, а потом написал свою, сделав резюме, он молодец, постарался.

odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter