Военная история: как разведчики спецбригады НКВД боролись с фашистами и с польскими нацформированиями

Спецзадание для спецгруппы

Уже в самом начале войны для выполнения особых заданий по уничтожению захватчиков и их приспешников во вражеском тылу образована специальная воинская часть — Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР(ОМСБОН). Основой ее командного состава явились преподаватели и слушатели Высших школ погранвойск и НКВД, бойцами становились только спортсмены-добровольцы — более 800 победителей международных и союзных соревнований. С февраля 1942 года и до конца войны в тыл противника направлено 108 спецотрядов и групп, сформированных из бойцов бригады. В них сражались с врагом до 2 тысяч человек. 

Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР(ОМСБОН). 

Перед бойцами 19 спецгрупп, действовавших во время войны на территории Белостокской области, ставились задачи осуществлять агентурно-разведывательную и диверсионную деятельность на стратегических военных объектах противника, транспортных коммуникациях, уничтожать руководителей оккупационных администраций. И, а вот это уже интересно, поскольку раньше эта тема практически не поднималась, предписывалось разрабатывать польские подпольные группы, организации и военные формирования, разоблачать и уничтожать их руководителей, устанавливать руководящие центры подполья, определять их связи с германскими спецслужбами и так далее. 

Разведчики группы «Буревестник» установили фамилии 200 активных бойцов польского националистического подполья, под их пристальным вниманием находился полевой командир «Рагнер» (Ч. Зайончковский), который постоянно сотрудничал с германскими спецслужбами, по их приказу разработал план операции и инструкции по уничтожению партизанской бригады Кирова. Подробную информацию о планах командиров националистических формирований получили бойцы спецгрупп «Вперед», «Дружба», «Западные». К слову, во время совместного перехода в Липичанскую пущу бойцы-красноармейцы с отрядами Белостокского партизанского соединения дважды участвовали в боях с частями Армии Крайовой в районе деревень Бутилы и Мотевичи. Они же подорвали 12 вражеских эшелонов, 2 моста, электростанцию, шлюз Августовского канала, уничтожили 230 солдат врага. 

Бойцы других спецгрупп установили существование нелегальной Польской Тайной Армии, Повстанческого Сою­за — 400 ее боевиков, вооруженных 138 винтовками, 19 ручными пулеметами, 11 автоматами и бесчинствовавших на территории Порозовского, Волковысского, Пружанского и Коссовского районов. Разоблачались и уничтожались предатели и пособники фашистов, в том числе проникшие в партизанские отряды. Разведчики громили отряды лжепартизан, осуществили 120 диверсий, подорвали 70 вражеских эшелонов, уничтожили 3425 солдат и офицеров врага.

…В ночь на 7 октября 1943 года с подмосковного аэродрома курсом на Белоруссию вылетел самолет с участниками разведывательно-диверсионной группы «Стойкие». На борту находились командир — майор Иван Поворознюк, его заместитель — капитан Константин Груздев, бойцы: Александр Никаноров, Михаил Гусаков, Гавриил Климович, Николай Иванов, Павел Чернышев, радистка Валентина Кузина. Район высадки группы и последующих ее боевых действий был хорошо известен командиру — тут, в районе Волковыска, Свислочи, Крынок, в составе 36-й кавалерийской дивизии 6-го кавалерийского корпуса старший лейтенант Поворознюк в июне 41-го сражался с врагом. С этими местами был знаком и Константин Груздев, довоенный следователь Гродненского отдела НКВД.

…Встретили десантников партизаны отряда «Щорса» из Брестского соединения: оказалось, по ошибке выбросили их в Дрогичин. К «партизанской столице», деревеньке Праздники Свислочского района, пришлось добираться долго и с немалыми приключениями. Устроились на хуторе Зигмонтово, в семи километрах северо-западнее Волковыска. Людей «из самой Москвы» встретили с восторгом, пришли и жители окрестных хуторов. Большая и дружная семья Людмилы Апанович добровольно помогала десантникам. Братья Владимир, Леон, Константин и Николай организовали сеть связных. Со второй половины декабря постоянными стали диверсии, были взорваны мосты на шоссе Белосток — Волковыск, уничтожены линии телеграфной и телефонной связи, в том числе со ставкой Гитлера, под откос скатились вражеские эшелоны с живой силой и боевой техникой. В результате одной из диверсий на сутки прекратилось движение поездов на Белосток и Черемху, перегон Свислочь — Гайновка был уничтожен. После удачных диверсий в состав группы добровольно вступили Николай и Александр Карполи, Нина Баран и Екатерина Карполь — бойцов насчитывалось уже 17. 

Владимир Шелест служил перед войной в одной из гродненских воинских частей. В бой с врагом вступил сразу же, затем сражался под Новогрудком, Бобруйском. Потом — плен, побег, снова плен, допросы, пытки и опять побег, уже из-под конвоя. На хуторе Супрасль возле Белостока беглеца в августе 41-го приютил местный житель. Через год подался в деревню Крулевы Мост, в которой, как слышал, пленные красноармейцы ремонтировали шоссе. Однако по пути полицейские его арестовали, чему послужил донос провокатора. Когда же повезли в деревню Новоселки на расстрел, узник сбежал в очередной раз. А позже в окрестных хуторах собрались два единомышленника-борца, потом их стало пятеро, семеро — возникла группа Шелеста. Они, понятно, активничали: взорвали 2 эшелона, совершили шесть дерзких диверсий на железной дороге. Погиб Шелест в бою с врагом на подступах к Белостоку. 

Одна из диверсий спецгруппы.

Трудными и непредсказуемыми военными дорогами в суровые осенние дни оказался в Москве Ян Онацик. Он после пройденной специальной подготовки был включен в состав разведывательной диверсионной группы «Дальние». Ночью на 6 октября 1943 года группа из командира — капитана Хмелевцева, старшего лейтенанта Николая Нечаева, лейтенанта Дмитрия Новикова, радиста Владимира Шитова и бойца Яна Онацика вылетела за линию фронта и удачно приземлились возле деревни Сварынь Кобринского района — зоне действия Брестского партизанского соединения. Партизанскими тропами направились в Белостокскую область. По прибытии разделились: капитан Хмелевцев с радистом остались в штабе бригады «Во славу Родины», остальные двинулись в Бельский район. По пути у деревни Дмитровичи вступили в бой с гитлеровцами. А позже, на рассвете, заметили 20 жандармов, которые цепью прочесывали лес. В скоротечном бою десантники забросали врага гранатами, автоматным огнем срезали четырех жандармов. Поначалу связаться с местными антифашистами не удалось: каратели сожгли ближайшие деревни, расстреляли их жителей. Так, в июне 1942-го эсэсовцы окружили деревню Райск, сожгли ее дотла, расстреляли 149 человек. 

Позже они все же встретились с партизанской группой сержанта Алексея Смирнова, которая вскоре реорганизовалась в отряд Пархоменко. Была установлена связь с антифашистскими группами из деревень Бялки, Шешилы, Снежки, с партизанскими отрядами Жукова, Чкалова, Цехановецким подпольем, организована сеть из небольших конспиративных групп и отдельных подпольщиков. Некоторых из них мы помним и сейчас: Венде, Алексей Федорчук, Лидия Иванова, Татьяна Хохлова, Вера Прокотиева, Павел Михайленко.

…Темной майской ночью 1944 года под проливным дождем к железнодорожной линии Бельск — Гайновка подошли красноармейцы из десантной группы «Слава». Еще в марте в составе командира Е. Васюка, его заместителей П. Волоса и Н. Иванова, бойцов Я. Мозолевского, Б. Поврознюка, А. Глуховского она прибыла на базу в Бельский район. 

По команде Волоса каждый из десантников занял заранее определенное место. Подрывники Григорий Кузьменко и Александр Глуховский поднялись на насыпь и поставили мины так, чтобы они сработали под паровозом. 

Бойцы спецгруппы устанавливают мины на железной дороге.

Волос торопил, до рассвета надо успеть отойти подальше. А каждому из ребят-подрывников хотелось услышать свою мину. И вскоре увидели все: взметнулось вверх пламя. А потом и услышали: мощный взрыв эхом отозвался в лесу.

Позднее партизаны сообщили: паровоз, три вагона с вооружением, четыре платформы с танками скатились под откос. 17 гитлеровцев нашли свою смерть среди белорусских лесов и болот.

Второй эшелон свалился с колес в пяти километрах от Бельска, в конце июня сожжены мосты по дороге Бельск — Нарев.

В северных районах Белостокской области умелые и инициативные бойцы, десантники-красноармейцы из спецгрупп «Западные» и «Червоные» уничтожили шлюз Августовского канала, взорвали эшелон врага на участке дороги Элк — Олецко, совершили диверсии на дорогах Августов — Гродно, в крупной операции уничтожили 140 захватчиков-карателей. 

Все эти маленькие штрихи большой войны в итоге и вылились в нашу общую Победу.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter