Спецслужбы… на рейде

Рейдерство стало прибыльным и масштабным сектором нынешнего российского «рынка» Кандидат юридических наук, президент группы компаний «Фоэникс» Светлана Васина начала свой доклад с перечисления ключевых признаков российского рейдерства. Уродливое многообразие его форм и в страшном сне не приснилось бы американским летописцам эпохи подобного криминального «бизнеса» на Диком Западе – У.Фолкнеру, О,Генри, Т.Драйзеру. Россия, как всегда, пошла «своим путем», гораздо более мучительным для народа и государства. К этому неутешительному выводу пришли эксперты «круглого стола», состоявшегося в информационном агентстве «Росбалт».

Объектом рейдерства сегодня может стать что угодно: от имущественного комплекса, земельных угодий и контрольного пакета акций до произведений искусства и даже самой чиновничьей должности.
Одновременно, как отметил следователь по особо важным делам следственного комитета МВД Павел Зайцев, «под лозунгом борьбы с рейдерством может вестись и борьба с правопослушными гражданами. А потому в любом конфликте надо учитывать все признаки рейдерства, а не какой-то отдельно взятый».  
Однако эффективных  механизмов защиты прав собственника не существует. «Рейдерство – весьма прибыльный бизнес, – отметил председатель национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Осуществление грубых рейдерских захватов возможно лишь при процветающей коррупции на уровне государственной власти, ибо само государство – необходимый элемент рейдерской схемы. При этом для чиновника невыгодно помогать законному собственнику, так как если он уже начал получать взятки от группы рейдеров, то его такая «кормушка» будет вполне устраивать. Переход чиновника на сторону законного владельца бизнеса должен быть очень сильно материально мотивирован».  
Можно ли внести какие-либо поправки в Уголовный кодекс, которые усложнили бы мошенникам жизнь? По мнению экспертов Следственного комитета МВД Павла Зайцева и Геннадия Шантина, такие меры будут не  слишком эффективны. С одной стороны, само понятие «рейдерство» существует вне правового поля, а с другой стороны, счет в этих нечистоплотных играх идет на миллионы долларов, и игроки криминального «бизнеса» прекрасно знают, чем рискуют, подчас изначально ставя на кон даже собственную жизнь.
На вопрос о том, можно ли ввести в Уголовный кодекс статью, которая касалась бы незаконных налоговых проверок (ведь именно с них обычно  и начинается захват собственности), эксперты ответили так.
– Незаконность налоговой проверки, – считает юрист Кирилл Кабанов, – доказать практически невозможно. Всегда, при желании, есть к чему «прицепиться». Даже если вы подаете в налоговые органы все бумаги вовремя и оформляете их надлежащим образом, можно найти какую-нибудь «запятую», которая становится поводом для внеочередной проверки.
Деформированы многие элементы и в судебной системе. Масштабы коррупции, затронувшей судебную власть, таковы,  что уже нужно учитывать и  «презумпцию виновности» судей, и в первую очередь оценивать суд с точки зрения давления извне на судебный процесс. Априори приходится говорить о «подкупе судейской коллегии» и строить линию защиты прав законного собственника исходя из этого.
Но самое страшное, отметили участники «круглого стола», что на путь рейдерства активно становятся представители элитных профессий. В том числе из органов госбезопасности. Аналитические справки, которые нынче готовят «оборотни в погонах», дадут сто очков вперед «разработкам» аферистов-мошенников. С той же кропотливостью, что раньше сопровождала их при подготовке спецопераций против зарубежной разведки, бойцы невидимого фронта сегодня готовят «спецоперации» по захвату акционерных обществ и монополий.
– Я видел аналитические справки, подготовленные «рейдерами от спецслужб», – откровенничает юрист Кирилл Кабанов. – Диву даешься, насколько грамотно, взвешенно, четко они написаны, как если б речь шла не о поглощении какого-то акционерного общества, а о захвате особо охраняемого государственного объекта. Такие материалы готовят профессионалы высочайшего класса. У этих документов – особый стиль, который не характерен для стилистики «простых оперативников». Они, к примеру, пишут, на какие ценностные и психологические качества  «объекта» надо оказать воздействие для получения от него надлежащей реакции. Они прописывают схемы шантажа и подкупа так, как делается это при вербовке агента. Они просчитывают развитие событий сразу по нескольким схемам. На такое способны разве что специалисты, которым под силу организовать государственный переворот.
Вот так! Не больше и не меньше. Вместо того чтобы защищать интересы государства, «белая кость» спецслужб – разведчики и контрразведчики – сегодня работают в интересах «заказчиков». А государство постепенно лишается системы своей службы безопасности. Из которой, в погоне за звонкой монетой, уходят лучшие аналитики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter