Специальный репортаж

Край непуганых самогонщиков Стародорожский и Воложинский районы Минщины с давних времен известны своим нелегальным самогонным промыслом.
Край непуганых самогонщиков

Стародорожский и Воложинский районы Минщины с давних времен известны своим нелегальным самогонным промыслом. Здешние старинные марки "Стародорожская" и "Бакштанская" - безусловные лидеры на достаточно насыщенном "черном" самогонном рынке страны.

Куда там угнаться за деревенскими умельцами дилетантам, чья фантазия дальше "паленой" водки не идет! Их пьяные ручейки и в сравнение не идут с бурными, полноводными реками традиционного мутного напитка. "Купаться" в этих реках - себе дороже, а вот слегка "окунуться в тему", проникнуть в тайны самогонщиков - попытаться можно.

35 градусов в лесной тени

...Еду в Воложинский район. Знаменитые Бакшты - сопредельная с ним территория Ивьевского района Гродненщины. Но так исторически сложилось, что родиной 70-градусного "бакштанского" самогона считают и воложинский край.

В лесах вокруг воложинских "столиц" "бакштанской" самогонки (а это - деревни Белокорец, Рум, Дорогунь) сегодня можно найти немало стационарных цехов самогонного производства. Что они собой представляют? Бочки для браги - от 200 и более литров. Оцинкованные, сваренные из железа толщиной как минимум в 5 миллиметров, они закапываются в землю и бетонируются. Не менее мощным и объемным является и "холодильник". Трубки змеевика могут быть не только из нержавейки, но и из меди. Краники - вроде тех, что есть на лучших маслосырзаводах.

На границе с лесом на хуторе Скриплево купил себе невзрачный домик предприимчивый молодой человек. И когда в нынешнем январе в гости к нему "случайно" заглянули работники милиции, то обнаружили в сарае 4 закопанные в землю емкости: две бочки для браги и два "холодильника" (в каждом - до тонны воды). Такое производство и обслуживать соответствующим образом надо. Поэтому в помощниках у хозяина - два нигде не работающих гражданина. Они-то по очереди и кочегарят: благо за дровами далеко ходить не надо. Установленный во дворе котел дымит на всю округу! Приехавшие "на дым" работники милиции изъяли на хуторе почти 300 литров самогона и 1 тонну браги. Масштабы впечатляют... А качество? Как удалось мне выяснить, сегодня "немодно" производить знаменитую 70-градусную "бакштанку". На продажу гонят самогонку градусов под 35 и меньше. Причина, конечно же, не в заботе о здоровье потребителя, скорее в том, что малоградусный напиток в данном случае оказывается менее затратным.

От штрафа к штрафу

Хотя и стоит бутылка самогона дешевле магазинной водки - 1,5 - 2 тысячи рублей, самогон - дело прибыльное. Во-первых, никаких налогов в государственную казну. Главные затраты - на создание производства (люди сведущие говорят, что для "хорошего старта" необходимо собрать от 500 до 1.000 долларов). Дороже других приспособлений обходится паровой котел. Затем - расходы на компоненты для приготовления браги. Чистую пшеницу или рожь теперь никто, как правило, не использует. Покупают, а иногда и сами выращивают тритикалей. Впрочем, только со своего зерна много алкоголя не выгонишь. Надо выбирать: или самогон гнать, или зерновые выращивать. Дрова, вода - бесплатные компоненты. Еще расходы на транспорт, организацию сети продаж (хозяева мини-заводов продают оптом). Производственный же цикл составляет примерно неделю. Уже знакомый нам владелец хуторского заводика засыпает раз в неделю на брагу 10 мешков зерна. Доставляет главный компонент на своем собственном грузовике. Попав на "крючок" милиции, злостный самогонщик, конечно же, останется в поле зрения правоохранительных органов. Но наказание пугает его меньше всего. 500 тысяч рублей административного штрафа (за себя и двух подсобных рабочих) - для сельского "капиталиста" не деньги, недельная его выручка на несколько большую сумму потянет. А уголовное преследование за самогоноварение (знаменитая 155-я статья УК) отменено. Кроме того, местная милиция не в состоянии проводить ежедневные рейды в Скриплево - слишком накладно. Да и в лесу под каждым кустом милиционера не поставишь... К тому же для многих семей в Воложинском районе самогонный промысел является основным источником дохода. Есть целые династии - тайны ремесла передаются из поколения в поколение...

Поймали как-то с поличным в лесу близ деревни Бобровичи 40-летнего колхозника. С ним - 12-летний сын. Милиционеры начали стыдить мужика: зачем, мол, мальчишку с собой взял, ему в школе за партой надо сидеть, а не брагу гнать. Отец, однако, совсем не смутился: "А кто ж мне, как не сын родной, подсобит? Жена в сельсовете трудится, да там много на жизнь не заработаешь. А сам я не справлюсь!"

В отличие от госторговли, которая зачастую борется с соседями-конкурентами административными методами, самогонщики из разных районов довольно мирно сосуществуют на соседних "рынках". Производят, например, самогонку в Воложинском районе, а реализуют и в Ивьевском, и в Молодечненском. Случается - наоборот.

Сезон "охоты" еще не объявлен

Какие же "плотины" может выстроить воложинская милиция (а именно от нее все ждут победы над "зеленым змием") на пути бурной "бакштанской" реки?

В первую очередь, с самогонщиками борются младшие инспектора отдела правопорядка и профилактики. Финансирует эту ставку лесхоз. Правда, по совместительству инспектор еще и за вырубкой леса следит. А следят ли лесники за самогонщиками на своей территории? Ведь и дрова-то для котлов из лесу, вестимо... А замечает ли отходы нелегального производства (так называемый отгон) районная инспекция по экологии? Вряд ли. Их главная головная боль - несанкционированные свалки.

Тем временем самогоноварение процветает. Производственные показатели его "передовиков", понятное дело, статистика не учитывает. Зато твердо доказано: самым существенным образом это денежное, но малопочтенное ремесло влияет и на рост числа преступлений, совершенных в пьяном виде, и на здоровье сельских жителей, в том числе детей. Не пора ли сезон "охоты" на лесных самогонщиков объявить открытым?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter