О безработных

Специальность: временно неработающий

О безработных

Холодным январским днем на пороге дома ксендза Гжэгожа Болеста в деревне Лебедево Молодечненского района появился посетитель. Посетовав на жизненные сложности, попросил у пана Гжэгожа денег на пропитание. Пан Гжэгож проявил милосердие, снабдив страждущего продуктами: салом, колбасой, макаронами, яблоками. И провел назидательную беседу. Мол, хлеб насущный следует добывать не попрошайничеством, а трудом в поте лица своего. Раб божий с доводами святого отца согласился.


Спустя некоторое время ксендз Болеста отбыл по делам в Польшу. Возвратившись через трое суток, святой отец обнаружил, что его дом ограблен. Прибывшие по звонку священнослужителя милиционеры Молодечненского РОВД Сергей Кабушев и Андрей Охотницкий вора вычислили в полчаса. Это был тот самый посетитель, которого недавно пан Гжэгож облагодетельствовал дарами земными. 40–летний Дмитрий Макрицкий безмятежно спал на кровати в хате своего приятеля, 57–летнего Владимира Каптюга. Рядом, на диване, лежал... изуродованный труп хозяина жилища.


Сценарий кражи и убийства разворачивался до примитива просто и до ужаса трагично. Воспользовавшись отсутствием пана Гжэгожа, Макрицкий, разбив окно, проник в его дом. Каптюг страховал подельника на улице. После ограбления приятели разошлись во мнении насчет индивидуальных долей в добыче. Главным аргументом Макрицкого в защите своей точки зрения стало полено. В итоге Каптюг скончался от более чем четырех десятков ударов. Убийца получил 21 год ИК строгого режима.


Кому–то история может показаться не заслуживающей особого внимания. Однако есть малозаметный на первый взгляд штришок, который заставляет задуматься над ситуацией, что в немалой мере способствовала совершению преступлений. Так вот, оба фигуранта относились к категории так называемых «временно неработающих» граждан.


Этот странный термин появился в СССР в апреле 1991 года. Вместе с Законом «О занятости населения», который, кроме прочего, вводил в юридическое поле понятие «безработный». С тех пор безработным у нас считается человек, официально обратившийся за помощью в трудоустройстве. Сегодня уровень безработицы в Беларуси один из самых низких в мире — около 0,5% от численности так называемого экономически активного населения. При этом «временно неработающих» взрослых трудоспособных людей непенсионного возраста почти... полмиллиона — более 9% от их общего количества в стране. Часть действительно находится в поисках подходящего рабочего места, минуя центры занятости. Но это мизер, никак не влияющий на целостность картины. А картина, прямо скажем, удручающая. Немало «временно неработающих» в действительности работают. Но неофициально. А потому никаких налогов не платят. При этом пользуются всеми предоставляемыми государством благами. От субсидий коммунальных платежей до бесплатного медобслуживания. Иные же не только не утруждают себя какой–либо созидательной деятельностью, но добывают средства к существованию откровенно криминальными способами. Что нередко приводит к кровавым трагедиям. Убийство в Молодечненском районе — не исключение. В Дзержинском районе 32–летний «временно неработающий» вымогал деньги у своей 84–летней бабушки. Не давала. Забил молотком. В Минском районе сын зарезал мать, отказавшуюся снабдить в очередной раз 22–летнее праздношатающееся чадо «мелочью на пиво». В Пуховичском районе 24–летний тип без определенных занятий пытался украсть лошадь у 88–летнего ветерана Великой Отечественной войны. Когда был схвачен за руку хозяином, убил его чурбаком. 58–летнюю свидетельницу преступления зарезал. Трупы сжег... Дикий ряд можно продолжить. Более половины тяжких и особо тяжких уголовных преступлений совершают сегодня именно «временно неработающие».


Вокруг ситуации давно ведутся горячие дискуссии, высказываются разные предложения. От крайне радикальных — возврат к советской системе наказаний за тунеядство: до 2 лет лишения свободы. До наивно–либеральных. Например, в одном уважаемом министерстве разработан законопроект, предусматривающий взимание с «временно неработающего» ежегодного отчисления в бюджет 2,6 млн. руб. с целью частичного погашения всевозможных госдотаций и субсидий. Но дальше дискуссий и локальных предложений дело не идет. Между тем сегодня уже целая рать граждан являются, если можно так выразиться, профессиональными «временно неработающими». Годами и десятилетиями они не платят налоги, то есть откровенно паразитируют на добросовестности честных налогоплательщиков и социально ориентированной политике государства. А некоторые совершают кошмарные преступления. Очевидно, что проблему надо решать. Взвешенно, разумно, но, на мой взгляд, безотлагательно и кардинально. Ибо речь, полагаю, идет как об общем кошельке, так и во многом — о порядке, спокойствии, безопасности. О человеческих жизнях, наконец.


Советская Белоруссия №31 (24414). Вторник, 18 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter