Специалисты по карманной тяге

Пассажиры, будьте бдительны!

Пассажиры, будьте бдительны!


В новом совместном проекте «СБ» и Министерства внутренних дел «Не стать жертвой» пойдет речь о том, как избежать преступных посягательств на ваше имущество и здоровье. Причем советы читателям будут давать «профессионалы» своего дела — осужденные, отбывающие наказание. Некоторые из них согласились рассказать о тонкостях своего преступного ремесла.


Сегодня поговорим о том, как не стать жертвой карманной кражи. Наш корреспондент побывала в исправительной колонии, где встретилась с тремя представителями этой категории воров.


«Утренник» в «резине»


Воры водятся почти везде, но есть места, где их «концентрация» особенно высока.


— Опытный карманник всегда знает, где, говоря нашим языком, «идет игра»: например, на каких заводах сегодня выдают зарплаты или когда и куда студенты едут платить за обучение в вузе, — рассказывает 26–летний Александр. Преступным ремеслом он занимается с 14 лет. У него уже две судимости «за карман». — В Минске я промышлял везде, где была толпа: в «резине» — наземном общественном транспорте, в метро, в магазинах, на рынках и вокзалах. Чистить карманы мне проще на «утренниках», когда люди, еще сонные, едут на работу, и вечером — в час пик.


— Мы можем работать целый день: всегда есть места, в которых будет наплыв людей. Например, с утра покатался в 53–м троллейбусе, к вечеру перешел в 19–й автобус, — добавляет 25–летний Олег, отбывающий наказание уже в третий раз.


В Минске лидирующие позиции в списке «опасных» занимают также автобус № 100, курсирующий по проспекту Независимости, и 33–й троллейбус, следующий по довольно длинному маршруту. Под прицелом карманников и станции метро «Площадь Ленина», «Октябрьская», «Купаловская», «Площадь Победы».


Профессионально... скромен


Вычислить карманника в толпе даже специалисту нелегко, что уж говорить об обычных гражданах.


— Заметить можно только новичков, — разъясняет 21–летний Артур, который ворует уже 8 лет. — Они сильно суетятся, резко отскакивают от людей, думая, что их заметили, а потом лепечут всякую чепуху.


— Я часто «работал» в паре с девушкой, — рассказывает Александр. — Глядя на нас, никто бы ничего не заподозрил: мы всегда опрятно одеты, у девушки букет цветов. Влюбленная пара... Когда же я один «на трассу» выходил, мог очки нацепить, чтобы лицо располагало, и портфельчик прихватить — совсем на аспиранта какого-нибудь был похож. Это раньше воры, как в униформе, в спортивных штанах, кожаных куртках ходили, а сейчас нам нужно сливаться с толпой.


По словам моих собеседников, опытные карманники отличаются спокойствием, вежливостью и скромностью. В их среде ценятся также небольшой рост и юркость. В последнее время воры редко выходят на промысел большой группой, три человека — максимум, иначе есть риск быть замеченными оперативными сотрудниками милиции.


Без «лоха» и жизнь плоха


На вопрос, кто может стать жертвой вора, и милиционеры, и сами воры в один голос ответят: любой.


— Мужчина это или женщина — не имеет значения, возраст тоже не важен, — рассказывает Олег. — По «лоху», так мы называем своих жертв, видно, о чем он думает: например, едет уставший после работы в автобусе, а мысленно — уже дома с семьей. За обстановкой не следит, мечтает о телевизоре. Тут и бери его тепленьким...


— Кого обворовывать, решаю на транспортной остановке, — признается Александр. — Внешность роли не играет: бывает, одет человек нарочито скромно, а у него с собой пачка денег. В первую очередь наблюдаю за тем, кто как идет, как к своим вещам относится, как держит сумку. Потом смотрю, чтобы мне было удобно «работать»: с какой стороны висит сумка, какая она, на замке или на клапанах, как расположены крепления...


— Зимой вообще хорошо, — продолжает третий карманник. — Все в пуховиках, карманы к телу плотно не прилегают... Выдать может только шуршание. Хотя в толпе этот звук мало кто замечает.


В последнее время ряды «щипачей» пополнили наркоманы, которые воруют от случая к случаю, — когда не хватает на «дозу». Такие, по словам «профессиональных» карманников, не гнушаются ничем и никем. Впрочем, и «профессионалам» неведомо чувство жалости к жертве: для них воровство — своеобразная игра, в которой все нужно сделать аккуратно и «красиво», с особым воровским шиком. И все же меньше всего шансов быть обчищенными у пожилых женщин и будущих мам на поздних сроках беременности. А больше всех рискуют выпившие мужички: вежливые молодые люди с удовольствием помогают «папашам» добраться куда надо, а заодно избавляют их от денежного груза в карманах.


«Вы испачкались, давайте отряхну!»


Карманники выходят на дело независимо от поры года. В основном они «работают» в парах, рабочий инструмент — руки.


— Все делается просто и очень быстро, — рассказывает Александр. — Например, «на подсадке» — ну, это когда «лохи» в «резину» заходят. У них одна только мысль: как бы быстрее вперед протолкнуться. В это время открыл сумочку, схватил кошелек и закрыл обратно. Или когда мужчина на ступеньки поднимается, у него брюки натягиваются и он в этот момент не чувствует кошелька в заднем кармане. Тогда аккуратно за подкладку тянешь — и бумажник сам выезжает. Или если в час пик едешь, можно на сумках замки ломать, когда «хвост» от молнии из сумки наружу торчит. Бывало, в большую сумку руку по локоть запустишь и наощупь ищешь. Когда замечают, можно толкнуть человека и в это время руку вытащить. Главное — быть спокойным и виду не подавать.


— У меня был напарник, — продолжает Олег, — мы с ним четыре года «работали» только в метро. Методов много. Если у человека сумка на плече висит, то я мог за поручень так ухватиться, чтобы ему обзор закрыть, — это называется «мертвая зона», в это время напарник чистил сумку. Или вот с двойными дверями мы такую штуку проворачивали: идет напарник, потом — жертва, потом — я. Напарник вторую дверь так отпускает, чтобы жертве пришлось выставить руки, защищаясь от удара. Этих двух секунд достаточно, чтобы вытащить у нее что–нибудь из кармана или из сумочки. В «резине» мы «работали со ступенек», это тоже обычно в паре делается. Главное — битком набитый салон. Напарник стоит на две ступеньки выше и немного расставляет ноги, прикрывая мою руку, пропущенную между них. Я вслепую роюсь в сумке или в кармане. Мои движения контролирует он. Если жертва что–то замечает, он легонько бьет коленом по руке, и я ее тут же убираю. Свои же руки напарник демонстративно держит на виду. Еще была практика прощупывать карманы легкими хлопками. Подходишь к человеку, говоришь, что он испачкался, и предлагаешь помочь отряхнуться...


В разговоре о нюансах своего ремесла карманники оживились, в их словах мне послышались нотки некоторого бахвальства. Когда напрямую спросила, гордятся ли они своим умением незаметно обчистить чужой карман, мои собеседники сразу сникли: «Если серьезно, то нечем тут хвастать. Потеряли намного больше, чем украли...»


Советы... от карманников


По мнению осужденных воров, можно значительно снизить риск карманной кражи, если помнить о следующих правилах:


Деньги невозможно украсть, пока человек о них думает. Будьте всегда внимательны.


Не стоит класть что–либо ценное в наружные карманы, даже те, которые, казалось бы, на виду (например, нагрудные в мужских сорочках).


Дамам следует свои сумочки держать под мышкой, не опускать к ногам, по возможности держать перед собой.


Покупать следует такую сумку, чтобы собачка молнии, когда сумка закрыта, находилась спереди. «Хвост» от молнии надо заправлять внутрь, иначе ее могут сломать.


Крупные суммы не следует носить в кошельке, лучше держать их отдельно от мелких денег и не показывать в людных местах.


Мобильные телефоны безопаснее держать во внутренних карманах, а не на шее или в чехлах на поясе.


Редакция благодарит департамент исполнения наказаний МВД за содействие в подготовке материала.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter