Спешка — делу не помощник

Сегодня, на мой взгляд, на первое место в союзном строительстве выходит запуск механизма реальной интеграции в экономической сфере с целью координации функционирования и постепенного совмещения хозяйственных систем двух стран. Мы пока находимся в начале этого сложного пути. Поэтому и нет смысла заниматься искусственной подгонкой в рамках российско-белорусского союза преждевременных интеграционных схем, в частности, ускоренного перехода к единой валюте. О том, что в этом вопросе спешка неуместна, убедительно говорят аргументы общемировой практики.
Мировой опыт свидетельствует, что межгосударственные интеграционные объединения стран с различным уровнем экономического и политического развития, как правило, ограничиваются самой простой формой экономической интеграции — созданием зоны свободной торговли (ЗСТ) для перемещения товаров, услуг и движения капиталов. Яркий пример такого объединения — Североамериканское соглашение о свободной торговле, которое образовали США, Канада и Мексика в 1992 году.
Сообщества государств с близкой политической системой и сопоставимым уровнем экономического развития формируют, как правило, экономические союзы. Так, Евросоюз практически завершил создание единого рынка и системы государственного управления. ЕС призван содействовать экономическому и социальному прогрессу путем создания пространства без внутренних границ и усиления экономического и социального сближения государств-участников. Задачи экономического характера признаются приоритетными по сравнению с политическими.
В рамках российско-белорусской интеграции, к сожалению, наблюдается нарушение целесообразной интеграционной схемы. Первоначальный курс на форсированное создание таможенного союза двух государств (1996—1999 гг.) в качестве первого интеграционного шага, а не зоны свободной торговли, по-видимому, явился плодом системных ошибок. Какой же путь должна пройти российско-белорусская интеграция до заключения валютного союза, т.е. до перехода двух стран к единой валюте?
Рыночная экономика требует в качестве первого эволюционного шага в экономической интеграции, как уже отмечалось, формирования зоны свободной торговли. Сначала государства-участники переходят к режиму взаимной торговли без применения импортных и экспортных таможенных пошлин, а затем постепенно отменяют меры нетарифного регулирования. Таким образом, создается режим свободной торговли без изъятий и ограничений на территории формируемой зоны.
В настоящее время у России и Беларуси уже действует режим свободной торговли; подписаны соответствующие документы о введении такого режима, однако ряд некоторых ограничений по-прежнему остается. Инструменты внешнеторговой политики также до сих пор остаются различными.
Второй этап экономической интеграции — создание таможенного союза. По мере его формирования создаются благоприятные условия для приоритетного развития торговли товарами национального происхождения между государствами-участниками.
В формировании таможенного союза двух стран основная работа еще также пока не закончена.
Важнейшим этапом экономического объединения стран является формирование платежного союза, который призван углубить уровень интеграции, достигнутый созданием таможенного союза.
Создание платежного союза основывается на признании национального валютного суверенитета и роли центральных (национальных) банков стран — членов объединения как эмиссионных центров и органов денежно-кредитного и валютного регулирования на их территории. В каждой из стран — членов платежного союза не допускаются никакие ограничения по приему и использованию национальных валют остальных участников союза в качестве платежных средств по торговым и неторговым операциям, предусмотренным в контрактах.
Отметим, что Россия и Беларусь уже проводят определенную работу по интегрированию своих платежных систем. В частности, подготовлены и реализуются мероприятия по унификации законодательства, регулирующего безналичные расчеты между странами.
Платежный союз последовательно трансформируется в валютный (денежный) союз, основывающийся на общей (резервной) валюте.
Валютный союз является более совершенной формой валютной интеграции. Он обеспечивает координацию валютной политики, формирования национального механизма валютного регулирования, создание межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций.
По первоначальной договоренности между Россией и Беларусью, процесс перехода на единую систему предполагалось начать с 1 января 2005 года. Единой денежной единицей должен был стать российский рубль с единым эмиссионным центром — Банком России. Еще через три года — с 1 января 2008 г. — должна быть введена некая новая общая денежная единица. Стороны обязались провести поэтапные преобразования в экономической, финансовой и денежно-кредитной сферах каждой страны, необходимые для введения единой денежной единицы Союзного государства.
Среди намеченных первоочередных мер — снятие ограничений на проведение расчетов в национальных валютах между российскими и белорусскими резидентами по текущим операциям, унификация принципов и механизмов установления обменных курсов белорусского рубля и российского рубля к иностранным валютам, переход к политике привязки белорусской валюты к российской.
Здесь следует выделить очевидные преимущества внедрения единой валюты в экономику двух стран. Во-первых, значительно снизится доля бартерных операций во взаимной торговле.
Во-вторых, повысится активность предпринимательских структур России и Беларуси, что приведет к увеличению товарооборота между ними. Введение единой валюты позволит расширить участие предпринимательских структур Беларуси в выполнении работ (в частности, по строительству, разработке полезных ископаемых и т.д.) и предоставлении услуг в России и, наоборот, активизирует деятельность российских бизнесменов в Беларуси.
В-третьих, создаются условия для привлечения российских инвестиций в экономику Беларуси, а также создания совместных предприятий с участием белорусского капитала в России и наоборот.
Преимущества Валютного союза двух стран заключаются также в их экономической интеграции в пределах общего валютного пространства, ликвидации комиссионных сборов и разницы между курсами продажи и покупки валюты, снижении требований к уровню обязательных резервов. В этом случае, например, в Беларуси отпадет необходимость конвертации своих рублей в российские, что сократит значительные издержки белорусских предприятий, вызванных сложившейся системой курсообразования.
Однако, чтобы двум союзным странам совершить переход к единой валюте и образовать валютный союз, им придется не только завершить институциональное оформление перечисленных нами интеграционных этапов, но также создать необходимые политические, экономические и социальные условия в обеих странах.
Главная субъективная причина торможения экономического взаимодействия России и Беларуси, на мой взгляд, заключается в следующем: как и в случае, имеющем место в Содружестве Независимых Государств, российско-белорусское интеграционное объединение с самого начала проходило в условиях перманентного системного кризиса. Главными его признаками и характерными чертами можно считать превалирование политики над экономикой, а в странах с рыночной экономикой должно быть наоборот.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter