Спешите делать добро!

В "СБ" от 15 ноября 2002 года прочитала статью "Спешите делать деньги".
В "СБ" от 15 ноября 2002 года прочитала статью "Спешите делать деньги". Перечитывала несколько раз, но осталась в полном недоумении. Автор предлагает узаконить право на работу для детей, а значит, лишить их детства, принудить забросить учебу и заняться деятельностью, подпадающей под определение "мальчик на побегушках".

Зря поторопились развалить в школе то хорошее, что было, когда учителя, воспитатели и дети жили дружным коллективом, часто ходили в кино, театры, музеи, посещали с экскурсиями предприятия, отправлялись в путешествия по городам и памятным местам страны. А сегодня все помешались на деньгах. Что же будет завтра?..

Е.Е.АЛЕКСЕЕВА, Гомель.

Вместо комментария

Пожалуй, нет ничего в воспитании сложнее, чем пресловутое "научить ребенка жить". Весь вопрос в том, по какому пути направить дорогое чадо к благополучию и какие ориентиры этого самого благополучия обозначить на столбовой дороге, ведущей в прекрасное завтра? Помочь найти ответы на эти непростые вопросы я попросила опытного педагога директора минской школы N 53 Елену Анатольевну Жуковскую

: - У себя в школе мы провели специальное социологическое исследование. На вопрос, что, по мнению выпускников, должна дать школа для их успешного будущего, 84 процента опрошенных ответили - знания. Это и есть наша главная задача. Хотя, безусловно, образование и воспитание связаны неразрывно. Иначе быть не может. Возьмите урок литературы. Когда дети познают человеческие ценности - древние, как мир, учатся отличать добродетель от порока, постигают и изменяют себя самих вслед за разгадкой характеров литературных героев, они ведь получают и полноценный урок жизни. А уроки истории? Какое здесь благодатное поле для воспитания патриотизма у детей!

Думается, проблема в ином: нельзя полностью перекладывать воспитание собственного ребенка на плечи школы, пусть даже самой современной и продвинутой. Кстати, именно в этом и кроется ошибка многих родителей. Иногда, к сожалению, даже не ошибка, а вполне осознанный выбор. Тот же опрос показал: всего 15 процентов ребят получают сведения о здоровом образе жизни от родителей, но 54 процента - от учителей. Мы, конечно, не против и дальше давать такую информацию. Однако несмотря на то, что 90 процентов опрошенных прекрасно знают, как надо поддерживать здоровый образ жизни, на практике осуществляют это только 37 процентов. И неудивительно - не хватает именно домашней поддержки.

В списке тех, у кого дети могут получить хорошие уроки общения, снова-таки семья значится на третьем месте (25 процентов). Лидирует опять школа (41 процент), за ней следуют друзья (28 процентов). Только, пожалуй, при выборе профессии мнение родителей в состоянии поспорить с мнением школы.

Ну а практицизм... Скажите, разве 15, 20, 30 лет назад "пятерки" получали только из спортивного азарта? И прежде отличные отметки, крепкие знания - в школе, вузе - становились своеобразным пропуском в будущую хорошо обеспеченную жизнь. Иное дело, тогда все жизненные схемы выглядели проще и понятнее. А значит, и родителям было легче наставлять детей: делай то-то и то-то, и все у нас получится.

- Тем не менее герои книжек и игр сегодняшней детворы полностью поменялись: теперь взахлеб рассказывают о приключениях Гарри Поттера, Человека-паука, о персонажах "Звездных войн" и "Властелина колец"...

- Действительно, не про Ивана-царевича или Дюймовочку... Но названные варианты как раз еще ничего - по крайней мере, они борются со злом во имя торжества добра и, что немаловажно, обычно побеждают. А вот триумф доморощенных "кумиров" из заполонивших телеэкраны бандитских сериалов - явление куда более тревожное. Героям сериалов ведь также подражают. Правда, в нашей школе мальчишки все же мечтают стать милиционерами - мы дружим с Академией МВД, благодаря чему перед глазами детей совсем другие герои.

- Как все-таки вы относитесь к возможности самих школьников заработать деньги на собственные карманные расходы?

- Заработать - не украсть. Главное - соблюсти разумную меру и принцип посильности труда. Дело не столько в деньгах, сколько в представлениях, на что их лучше израсходовать. Большие суммы ребенку не нужны однозначно - в силу житейской неопытности он просто не знает, как ими распорядиться. Кроме того, это небезопасно в самом прямом смысле - уж больно легкая добыча для разного рода преступников. Надо учить детей обращаться с деньгами так же, как мы учим их, скажем, зажигать спички или пользоваться газом. Умение тратить - необходимый житейский навык. Правда, очень специфический, а поэтому не стоит искушать неокрепшую душу. Я не призываю сваливать на ребят весь груз повседневных хлопот - детство по возможности должно оставаться максимально беззаботным. Но не бездумным.

Как традиционно показывает опыт, любое даже самое благое начинание легко извратить и опошлить. Видимо, на нашу читательницу произвели грустное впечатление дети, бросающиеся мыть едва ли не каждую притормозившую машину, или рассказы о том, как школьники и студенты за деньги решают друг другу контрольные и пишут рефераты. Согласна, юные мойщики авто нередко похожи на откровенных беспризорников - чумазые, оборванные, какие-то насквозь "бесхозные". Но, по-моему, их работа - следствие, а не причина того, что с ними происходит. Если же говорить о "рыночных отношениях" в классах и учебных аудиториях, мне кажется, порицания заслуживают не те, кто сверх одной работы - для себя, пишет еще пять - "для товарища", а как раз "товарищи", упорно не желающие напрягаться ради получения знаний.

В семье моих знакомых, на несколько лет переехавших работать за границу, дети-школьники подрабатывали, выгуливая соседскую собаку. Их родители относились к подобному занятию абсолютно спокойно, хоть особой нужды в деньгах семья не испытывала. Просто они резонно посчитали, что это будет, во-первых, своеобразной профилактикой иждивенчества, а во-вторых, одним из достаточно спокойных, но вполне доходчивых уроков жизни, за которые мы и ратуем.

...Когда мой сын учился в начальной школе, весь его класс получил задание написать своей учительнице "Письмо из будущего". На утреннике работы детей торжественно и с большим волнением зачитали. Сочинения выполнялись абсолютно самостоятельно, вышли необыкновенно искренними, трогательными. Когда говорят, будто все теперешние мальчики мечтают стать рэкетирами, а девочки - путанами, - это грубо, примитивно. И вообще неправда. Писателями, дизайнерами, телезвездами, адвокатами, дрессировщиками, учителями - да. А еще один из авторов эпистолярия, обращаясь в своем письме к любимой учительнице в будущем (или из будущего?), написал: "Дорогая Елена Александровна, сообщите, какая у вас пенсия, хватает ли вам ее на продукты? Если нет, я помогу..." Что ж, добрые уроки не проходят даром - добром и воздаются.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter