Спешить ли агроному?

Причем начало проведения и окончания этих работ никто не указывал.

КОГДА в этом году верстали рабочий план подготовки и проведения весеннего сева, традиционно просчитали технические возможности внесения твердых минеральных удобрений, сева яровых зерновых и зернобобовых культур

Причем начало проведения и окончания этих работ никто не указывал.

Во-первых, в хозяйствах должны сами определять их, исходя из созревания почвы. А во-вторых, командно-административный механизм на этих работах постепенно уходит на второй план. Все больше самостоятельности дается работникам агрономической службы и руководителям сельхозпредприятий. Да и кому сегодня нужны сроки проведения подкормок или сева? Ведь в конечном итоге не количество дней весенне-полевых работ будет определять урожайность.

О сроках внесения минеральных удобрений и проведения сева ранних яровых зерновых и зернобобовых можно судить разве что по эффективности использования сельскохозяйственной техники. В Минской области, например, у которой более 970 комбинированных почвообрабатывающих посевных агрегатов и почти 760 зерновых сеялок, оптимальный срок сева составляет 8 дней. При 10-часовом рабочем дне и севе только комбинированными почвоообрабатывающе-посевными агрегатами техническая возможность позволяет в день прирастать примерно на 25 тысяч гектаров, а с учетом сеялок — на 33,7 тысячи гектаров.

Для Брестчины, которой осталось посеять почти две тысячи гектаров ранних яровых зерновых и зернобобовых культур, эти расчетные показатели составляют соответственно 17,1 тысячи и 22,7 тысячи гектаров, а в целом по республике — 109 тысяч гектаров при севе только КППА и с учетом сеялок — почти 150 тысяч гектаров. Однако в эти теоретические сроки практически никто не укладывается. Они, как известно, рассчитаны на идеальные погодные условия.

На вчерашний день сельхозпредприятия республики посеяли уже более 70 процентов ранних яровых зерновых и зернобобовых культур — 755 тысяч гектаров. Прирост за воскресенье составил 42 тысячи гектаров. Эту работу завершили на Гомельщине, более 90 процентов посеяно на Минщине, 60 процентов — на Могилевщине, 80 процентов — на Гродненщине, четверть отведенных площадей — на Витебщине. Менее двух процентов до финиша осталось Брестчине.

— Зачем торопиться сеять, если наши технические возможности позволяют буквально за день-два посеять яровые зерновые и зернобобовые, — дней 10 назад говорил руководитель агрокомбината «Дзержинский» Дзержинского района Иосиф Полочанин. — Главное — выдержать технологию и получить высокий урожай.

Кстати, об этом не раз напоминал на утренних планерках и министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. Тем более что старт нынешней посевной дан значительно раньше, чем год назад. В Солигорском районе, например, полевые работы начинали тогда 17 апреля, нынче же сев ранних яровых зерновых и зернобобовых к этой дате будет закончен. А вот как они поведут себя дальше, зависит от погоды. В прошлом году о севе яровых Минсельхозпрод в это время не собирал даже оперативных данных, а теперь хозяйства республики практически закончили уже первую подкормку озимых зерновых.

Эта работа ведется как будто неплохо. Но Минсельхозпрод уже сегодня ориентирует сельхозпредприятия на своевременную борьбу с сорняками, вредителями и болезнями растений. И укрепление кормовой базы, от которой будет зависеть производство молока и мяса. Уже посеяна половина — 192 тысячи гектаров многолетних трав, в том числе 156 тысяч гектаров (40 проц.) бобовых и бобово-злаковых. Из этого объема на люцерну приходится только 14 тысяч гектаров.

Под особый контроль нужно взять семеноводство многолетних трав, поменяв структуру кормопроизводства, ставил вчера задачи подчиненным Леонид Заяц. Иначе не выведем животноводство на более высокий уровень.

В эти дни аграрии ежедневно отслеживают погодные условия. Некоторые опасаются ее капризов. Ведь природа уже не раз преподносила сюрпризы в виде заморозков.

— Где-то в 2001—2002 годах они были даже 12 июня, — вспоминает ведущий научный сотрудник Научно-практического центра НАН Беларуси по земледелию кандидат биологических наук Константин Шашко. — Причем в южных районах настолько сильные, что даже листья на дубе пожелтели, а в соломине озимой ржи сок замерз, и она ломалась, как прутик. Я тогда обследовал посевы в Житковичском районе. Там частично погибла кукуруза. У яровых, посеянных позже, точка роста еще не сформировалась, и часть их выжила. Тогда была не ранняя весна, снег таял во второй декаде апреля.

Не случайно сельхозпредприятия не спешат сеять кукурузу, другие теплолюбивые культуры. Как говорится, спешить надо медленно. Но и медлить с работами не лучший вариант. Вот и думай, агроном, как быть.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter