В преддверии отопительного сезона в Минске активизировались «специалисты», проверяющие вентиляционные каналы

Спертый воздух

21 сентября минчанин Владимир Михайлович К. невольно испытал на себе принципы воздействия НЛП. Для непосвященных — это нейролингвистическое программирование. Выражаясь еще проще — прикладная психология о способах манипулирования людьми. Не секрет, что большинство покупок мы совершаем на эмоциях, под воздействием приемов маркетинга. Два по цене одного, SALE, красные или желтые ценники — это все действует на наше подсознание, и мы берем, оплачиваем и только дома понимаем, что нам это вообще не нужно.


Дано.  Невзирая на уважаемый возраст, Владимир Михайлович К. не знал, что если человек врет за деньги, то такая ложь обманом не считается. Это лишь один из видов профессиональной деятельности. Когда в двери его квартиры позвонили и сказали, что пришли из коммунальной службы проверять вентиляцию, он послушно открыл и… зря. Потому что следующие пять минут сознание пенсионера стало трансформироваться под воздействием самого эффективного приема НЛП — запугивания. Он заключается в том, что на человека обрушивают информацию негативного характера. В нашей истории это было так: «Вы знаете, что в Минске в прошлом году из-за утечек газа и неисправной вентиляции было несколько отравлений в жилых домах и квартирах? Доходило даже до взрывов. Пострадали люди, в том числе и дети».

Владимир Михайлович оторопел. Ему казалось, он что-то про это где-то читал или слышал… И пока клиент, что называется переваривал услышанное, против него был применен следующий прием НЛП — трех «да». Его принцип сформулировал еще Дейл Карнеги: человеку задается подряд три вопроса, на первые два из которых он гарантированно дает положительный ответ.

Как показывает практика, на третий вопрос он ответит тоже «да». Воспроизведем диалог нашего героя и вентиляционщика: «Вы же согласны, — вкрадчивым голосом вопрошал гость, — что безопасность семьи — это превыше всего? Вы осознаете, чем грозит утечка газа в помещении с плохой вентиляцией? Сейчас наш специалист проведет бесплатную диагностику вашей вентиляции. Не будем ему мешать, пройдемте на кухню и подпишем некоторые бумаги».

Хозяин квартиры пытался сбросить оцепенение, включить анализ или хотя бы позвонить сыну, но ему не давали возможности, визитер продолжал накручивать клиента: «У моего троюродного брата квартира сгорела от забитой хламом вентшахты. Чудом откачали, а собака вот умерла… Здесь подпишите и здесь. Спасибо. Вот как раз и наш специалист закончил свое исследование. Все хорошо, Иван Иванович, проблемы были?» Проблемы, конечно, были: «В системе было столько пыли и грязи, что могло все что угодно случиться… Но теперь все в порядке, я устранил недостатки, можно спать спокойно». Через две минуты визитеры испарились.

Анализ. Увы, но к уже пресловутым «фильтровщикам», «оконщикам», «дезинфекторам» и «электрикам» года два как примкнули «вентиляционщики». Они и иже с ними работают под девизом «пока живут на свете дураки, обманом жить нам стало быть с руки». Схема бизнес-деятельности у всех одинакова: вызвать негативной и, как правило, недостоверной информацией испуг и тревогу, чтобы впоследствии предложить чудо-выход из возможной трагической ситуации. Лучшие клиенты для них — пенсионеры, одинокие люди. Привлечь таких «мастеров» за мошенничество крайне сложно, так как они заключают договоры на оказание услуг и вроде как их оказывают — что-то там продувают, решетки меняют, пыль протирают… На основании чего возбуждать уголовное дело? На основании доверчивости потерпевших? Вопрос можно ставить в другой плоскости.

А что потом делать с совестью? Каково это знать, что ты обманул старушку или дедушку, которые после визита хватаются за сердце и пьют корвалол? Как выбросить из головы мысли, что, отняв третью часть пенсии у старика, ты, возможно, оставишь его голодным или без лекарств?

Не случайно в организациях, занимающихся подобным родом деятельности, сумасшедшая текучка кадров. Вынести человеческий негатив не каждому под силу. К слову, фирма, из которой в дом Владимира Михайловича пришли мастера-вентиляционщики, также испытывает кадровый голод. Объявление о поиске сотрудников висит уже давно. Притом что зарплата обещается от 1200 рублей. Попробуем узнать, кого они ищут и что предлагают. Звоним. Отвечает молодой человек. Из пятиминутной беседы становится ясно, что образование и навыки — не важны. Работать с вентиляционной системой не придется. В обязанности входит убеждение клиента в проведении осмотра и составление договора. Зарплата два раза в месяц. Основная фиксированная — 600 рублей, остальное — процент от выручки. Можно ли назвать эти деньги честно заработанными? Похоже, только с натяжкой, потому что пахнет от них весьма дурно. И они эквивалентны стоимости человеческой совести.

Работа над ошибками. Вернемся в квартиру Виктора Михайловича. Надев очки и взглянув на бумаги, он пришел в изумление. За 10-минутное и обещанное бесплатное исследование вентиляционной системы он должен заплатить 145 рублей. Возмущенный звонок в офис ничего не дал. Милый, но твердый девичий голос ответил: «Вам проверяли вентиляцию? Официальный договор подписали? Что не так? Не заплатите в течение нескольких дней добровольно, подадим на вас в суд. Последний еще обяжет вас оплатить штраф и судебные издержки. До свидания». Сегодня пенсионер вспоминает: «Зрение у меня слабое, здоровье в целом неважное, сейчас, например, в связи с обострившимися хроническими болезнями прохожу медицинскую реабилитацию.

Я тогда не оценивал объективно ситуацию. Они налетели точно коршуны, намолотили что-то языками, встревожили, подсунули что-то на подпись и ушли. Обещали бесплатную диагностику, а по итогу выставили счет на треть моей пенсии».

* * *

Заместитель председателя правления в ОО «Городское общество защиты потребителей» Дарина Гулюта с подобными техниками продаж встречается периодически: «Участились случаи, когда в квартиры граждан звонят лица и, представившись работниками эксплуатирующих организаций, указывают на необходимость проведения профосмотров, а в дальнейшем и ремонтов, как оказывается, за счет потребителей. На мой взгляд, случай Виктора Михайловича подпадает под ст. 180 ч. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Статья говорит о том, что сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной. Если на претензию Виктора Михайловича организация ответит отказом, то далее можно смело идти в суд. Последний будет детально разбираться, как предприниматели попали в квартиру, что они говорили, что делали, что предлагали подписать. В моей практике были похожие дела, с той лишь разницей, что речь шла о массажных накладках. Которые якобы были в подарок, но потребителю выставили счет за них. Было судебное решение в пользу потребителя и именно на основании ст. 180 Гражданского кодекса».

Итого. В настоящее время претензия уже отправлена в адрес фирмы. У предпринимателей есть пару недель на раздумья. Не мешало бы подумать, уверена Дарина Гулюта, и потребителям: «В случае если незнакомый человек сообщает, что он является работником эксплуатирующей организации, попросите предъявить удостоверение. Воздержитесь от подписания документов, с содержанием которых вы не ознакомились или не понимаете их значения. Как бы ни торопили вас незваные гости, а это уже должно насторожить, не совершайте поспешных действий. Помните, что в отличие от работников настоящих служб мошенники не только любят давить на чувство страха, но и заставляют принимать решение немедленно».


* * *

Ко всему прочему, есть и самый надежный способ оградить себя от злоумышленников — просто игнорировать звонки в дверь. Как правило, люди с добрыми намерениями предварительно предупреждают о визите по телефону. Виктор Михайлович впустил в свою крепость, как он считает, жуликов, и уже вторую неделю у него скачет давление. К слову, наши визитеры еще не самый плохой вариант. Звонят в квартиры и воры. Они часто представляются коммунальщиками, и пока один отвлекает жертву на кухне, диагностируя вентиляцию или газовое оборудование, второй крадет все ценное, что попадется под руку. К слову, описанные выше способы НЛП — это лишь маленькая толика из огромного арсенала психологического оружия. Противопоставить которому можно только нашу бдительность.

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter