Спекулянты нервничают

О введении ограничений на вывоз топлива за пределы Таможенного союза

На границе с Польшей нет очередей. Открываю сайт Брестской таможни и вижу: на "Варшавском мосту" оформления ждет один автомобиль, на "Песчатке" и "Домачево" - пусто. Очереди исчезли после 11 июня, когда были введены ограничения на вывоз топлива за пределы Таможенного союза. Вывоз солярки и бензина чаще одного раза в пять дней будет возможен только при условии таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей. Расчет таков: хозяин автомобиля экономкласса с топливным баком объемом 50 - 60 литров заплатит за полный бак около 16 - 19 долларов пошлины. Нельзя отныне вывозить бесплатно и больше двух пачек сигарет - за каждую лишнюю пачку будет взиматься сбор. Кстати, незадолго до этого Польша ввела ограничения, разрешив "челнокам" въезжать в страну только раз в сутки. Ничего личного: и Польша, и Беларусь защищают свои экономические интересы.


Недавно вместе с коллегами из брестской газеты довелось своими глазами наблюдать, что творилось на границе благодаря тем, кто "возил" в Польшу солярку и бензин. На пункт пропуска "Песчатка" в Каменецком районе мы приехали 11 июня в 5 утра, надеясь быстро пройти пограничный и таможенный контроль. Но наше "быстро" вылилось в 7,5 часа ожидания. Очередь растянулась до школы в деревне Пограничной. В "колейке" - автомобили с белорусскими и польскими номерами. Сюда периодически нагло вклинивались посторонние. Коллеги по "челночному" бизнесу притормаживали, и вскоре на свободное место проникал новый автомобиль. Их человек. Наши попытки возразить хозяева машин грубо оборвали. Где искать правду?


Оказалось, единственный способ поддерживать в очереди с "соляровозами" порядок - это перепись номеров машин. Переписывал пограничник. Такая нагрузка не входит в его обязанности, но я уже хорошо представляю, какой хаос мог возникнуть, не будь этой переписи. Таким, как мы - людям со стороны, - здесь вообще места не нашлось бы...


Мы томились в ожидании оформления, хотя с 8 утра уже действовали ограничения на вывоз топлива. Но утром топливных "челноков" пропускали беспрепятственно. Совсем другую картину увидели вечером по возвращении из Польши: автомобили с полными баками разворачивались обратно. Передумывали ехать, когда таможня требовала заплатить пошлину.


У несведущего человека может возникнуть вопрос - как определить "челноков"? Не беспокойтесь, их на границе знают по автомобилям, в лицо и по именам. Их фамилии - в компьютерной базе данных. Как определить, сколько в баке топлива? Таможня располагает специальной аппаратурой, которая позволяет измерить его количество.


Давайте посмотрим, что вытекает из нововведений. Защита нашего рынка - это одна сторона пограничной ситуации. Вторая - предотвращение незаконной предпринимательской деятельности. Ведь граждане, которые превратили перевозку топлива и его продажу за пределами страны в доходный бизнес, не уплачивали налоги. Третья - ликвидация очередей на границе. Теперь появилась возможность не томиться выезжающим по служебным делам, на культурные и спортивные мероприятия, да и тем, наконец, кто решил провести выходные на распродажах в польских магазинах.


Да, новшество понравится не всем. Кое-кто привык жить спекуляцией и посчитал что это его профессия... А когда спекулянта ставят на место, он нервничает. Считаю, что устраивать шумные митинги, как это произошло в воскресенье в Брузгах, не дело. Тем более, что плясать под дудку спекулянтов никто не собирается. Не хотите понимать "по-хорошему", что ж...


Всем известно, что сегодня в Польше бензин и дизтопливо стоят в два раза дороже чем на белорусских заправках. Возможно на этой ценовой "вилке" можно хорошо заработать. Но с чем останется внутренний рынок? Ведь если "челноки" начнут цистернами вывозить горючее в ЕС, возникнет дефицит в стране. И тогда придется либо вводить лимиты на всех АЗС. Либо действовать экономическими мерами - повышать цены до уровня европейских. Но тогда пострадают интересы не только приграничных "челноков", но и жителей всей страны.


Так зачем мутить воду? Не сожалеют ли теперь о несдержанности в эмоциях 14 административных правонарушителей? Думаю, сожалеют. Но есть над чем поразмышлять и местным властям. Что предложить "челнокам" взамен их не совсем законному заработку? Сегодня официальный уровень безработицы на Каменетчине - 0,6 процента, и среди 101 зарегистрированного безработного вряд ли есть приграничные дельцы. По состоянию на июнь заявлено 149 вакансий. Требуются трактористы, животноводы, почтальоны... Согласятся "соляровозы"? Ой, сомневаюсь. Но местные власти не должны оставаться в данной ситуации сторонними наблюдателями. Субсидии на занятие предпринимательской деятельностью, профессиональное переобучение - это в приграничье теперь важно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter