Не детское сочинение, а крик о помощи: на что школьным педагогам нельзя закрывать глаза

Спасти от «вирта»...

«Все, что там происходит, — это, конечно, виртуальная, не настоящая жизнь. Но последствия таких явлений, как буллинг, троллинг, груминг и прочих угроз, вполне реальны. Повторяю: ответственны мы все. Если, не дай Бог, ребенок подвергается травле в сетях, да и в живом общении, то вопросы есть и к родителям, чьи дети ведут себя неадекватно, и к классному руководителю, который отвечает за психологический климат в коллективе», — отметил Президент на Республиканском педсовете 24 августа 2021 года. Высказывание Главы государства вспомнила неслучайно. В одной из командировок оказалась посвящена в детали нестандартной ситуации. Выводами, которые из нее сделали участники, хочу поделиться. 


Помню, в школьные времена всегда любила писать сочинения. Воспринимала задания как возможность, скажем так, высказать свое мнение с трибуны. В тетрадке в линейку мы пытались рассуждать о проблемах в обществе, нравственном выборе или о том, как провели лето. Некоторое время назад довелось познакомиться с сочинениями современных шестиклассников. Тему учительница задала интересную: написать письмо себе. Кто-то вспоминал о том, как гулял с собакой и слушал музыку, кто-то жалел о полученных двойках. Одно эссе отличалось от остальных. Девочка с присущим подростку драматизмом пишет о том, что ее предала лучшая подруга, одноклассники буллят. В офлайн-мире товарищей у нее нет, поэтому их она находит в «вирте». Там у нее другое имя и возраст. Есть парень, которого она никогда не видела.

В такой ситуации, отмечают психологи и инспекторы по делам несовершеннолетних, нужно бить тревогу. Причин для нее несколько. Надо выяснить, почему в классе складывается дискомфортная для ученика атмосфера и почему ребенок предпочитает общаться в интернете. Сотрудники ИДН поясняют нюанс: «вирт» — это так называемый виртуальный интим. Что за публика обитает в этом пространстве и какие предложения поступают несовершеннолетним, можно только догадываться.

Первым делом с таким сочинением нужно идти к школьному педагогу-психологу и вместе с классным руководителем разбираться, есть ли в классе признаки буллинга и, если да, откуда растут его ноги. Когда у психолога складывается понятная картина, только тогда он инициирует разговор с ребенком. Результат таких бесед должен преобразоваться в полноценное профилактическое занятие по буллингу. Что касается «вирта», то сначала нужно разговорить школьника, а потом ходатайствовать в милицию о проверке. Обязательно обо всех случаях сообщать родителям. 
Все участники образовательного процесса (и дети, и учителя, и родители) должны понимать: агрессивное поведение не останется безнаказанным. В органах внутренних дел любое обращение о буллинге рассматривают, исходя из действующего законодательства.
Правда, отдельной статьи в административном и уголовном кодексах нет. При рассмотрении дела расследуют, есть ли причинение телесных повреждений, хулиганство, угроза насилия. Но главная задача — не доходить до статей кодексов, а предотвратить подобные ситуации.

В управлении охраны правопорядка и профилактики УВД Брестского облисполкома подчеркивают: для этого проводятся индивидуальные профилактические беседы как со стороны инспекторов по делам несовершеннолетних, так и педагогов. Специалисты изучают психологический климат в группе, настроение жертвы и агрессора: важно понимать, что побуждает к таким действиям. Организовываются заседания совета профилактики на базе учреждений образования, куда вызывают родителей, самих несовершеннолетних. Более серьезная стадия — рассмотрение на комиссиях по делам несовершеннолетних. Вне зависимости от формата встречи эффективны. В стране выработана система реагирования на подобные проявления, следование ей помогает сохранять правопорядок в молодежной среде.

Психологи, учителя, сотрудники ИДН еще раз обращают внимание: ситуации, подобные той, что мы привели в начале материала, нельзя спускать на тормоза. Лучше проверить и ошибиться, чем проигнорировать сигнал.

beleckaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter