Более трех тысяч предметов собрано в уникальном музее Бреста благодаря таможенникам
25.01.2018 15:09:42
Филиал Брестского областного краеведческого музея – музей «Спасенные художественные ценности» – единственный в нашей стране, а возможно, и в мире, вся экспозиция которого состоит из антиквариата и произведений искусства, конфискованных таможенниками при попытке незаконного пересечения границы. Отсюда и такое название.
Пару лет назад художественный образ залов заметно преобразился. Теперь здесь можно совершить интерактивную экскурсию (Белорусская общественная организация таможенников подарила современную видеоаппаратуру), но увидеть все своими глазами гораздо интереснее.
В собрании музея, которому в феврале исполнится 29 лет, более трех тысяч предметов. Свыше 400 из них размещены в экспозиции. В «Спасенке» – подлинники Айвазовского, Бронникова, Врубеля, Дарбеса, иконы XVI века, шедевры фирмы Фаберже, серебряные кавказские пояса и кинжалы, китайские вазы, японский фаянс и ростовская финифть…
Раньше о том, как сотрудники таможни находили контрабанду, рассказывали экскурсоводы. Теперь этому посвящен отдельный стенд. За стеклом – приборы, которыми пользовались брестские таможенники при досмотре автомобилей, набор реактивов для определения проб драгметаллов, приборы для установления подлинности драгоценных камней и документов. Сегодня, в век гаджетов, понимаешь, как непросто было противостоять хитрому уму контрабандистов.
Вот, к примеру, отреставрированный образ – лик святого Власия Севастийского. Контрабандисты распилили икону на шесть частей, чтобы спрятать в объемном чемодане и вывезти из СССР по дипломатическим каналам.
Некоторые из предметов антиквариата обнаружены под пакетами с сухим молоком в фургоне, который шел транзитом через нашу страну из Латвии в Германию.
Раньше вывозили из Советского Союза. Сейчас антиквариат везут из Европы. Если легально, с декларированием и реальной оценкой, значит, зеленый свет. Контрабандным путем – стоп. На постсоветском пространстве Брестская таможня – самая передовая по техническому оснащению. Неудивительно, что музей получает новые экспонаты ежегодно. Одна из витрин предназначена для демонстрации новых поступлений.
Недавно таможенники передали музею 15 культурных ценностей. В их числе икона ХIX века «Двунадесятые праздники», которую пытался незаконно вывезти из страны через пункт таможенного оформления «Верхний Теребежов» украинец. 13 орденов и медалей были обнаружены у гражданина России в пункте таможенного оформления «Варшавский мост». А редкую бразильскую монету 1871 года перемещал без декларирования водитель-экспедитор из Казахстана через ПТО «Козловичи».
Бессменная заведующая музеем «Спасенные художественные ценности» искусствовед Ирина Тарима вспоминает, что музей начался с иконы «Чудо Святого Георгия о змие»:
– Икона была задержана в 1953 году. Не все иконы, изъятые таможенниками, остаются в «Спасенке». Около шести тысяч образов с разрешения Министерства культуры переданы белорусским православным храмам. В случае если становился известен законный владелец украденного и перемещаемого через границу произведения искусства, мы непременно возвращали реликвию.
Выставочный зал, к слову, это еще и музейная гостиная, где проходят творческие встречи, литературно-музыкальные вечера. В нем царит особая атмосфера. Ведь само здание музея – памятник архитектуры начала XX века. Коттедж был частью застройки жилого поселка для государственных служащих Полесского воеводства.
valentinak3@mail.ru
Фото Валерия Короля
Пару лет назад художественный образ залов заметно преобразился. Теперь здесь можно совершить интерактивную экскурсию (Белорусская общественная организация таможенников подарила современную видеоаппаратуру), но увидеть все своими глазами гораздо интереснее.
В собрании музея, которому в феврале исполнится 29 лет, более трех тысяч предметов. Свыше 400 из них размещены в экспозиции. В «Спасенке» – подлинники Айвазовского, Бронникова, Врубеля, Дарбеса, иконы XVI века, шедевры фирмы Фаберже, серебряные кавказские пояса и кинжалы, китайские вазы, японский фаянс и ростовская финифть…
Раньше о том, как сотрудники таможни находили контрабанду, рассказывали экскурсоводы. Теперь этому посвящен отдельный стенд. За стеклом – приборы, которыми пользовались брестские таможенники при досмотре автомобилей, набор реактивов для определения проб драгметаллов, приборы для установления подлинности драгоценных камней и документов. Сегодня, в век гаджетов, понимаешь, как непросто было противостоять хитрому уму контрабандистов.
Вот, к примеру, отреставрированный образ – лик святого Власия Севастийского. Контрабандисты распилили икону на шесть частей, чтобы спрятать в объемном чемодане и вывезти из СССР по дипломатическим каналам.
Некоторые из предметов антиквариата обнаружены под пакетами с сухим молоком в фургоне, который шел транзитом через нашу страну из Латвии в Германию.
Раньше вывозили из Советского Союза. Сейчас антиквариат везут из Европы. Если легально, с декларированием и реальной оценкой, значит, зеленый свет. Контрабандным путем – стоп. На постсоветском пространстве Брестская таможня – самая передовая по техническому оснащению. Неудивительно, что музей получает новые экспонаты ежегодно. Одна из витрин предназначена для демонстрации новых поступлений.
Недавно таможенники передали музею 15 культурных ценностей. В их числе икона ХIX века «Двунадесятые праздники», которую пытался незаконно вывезти из страны через пункт таможенного оформления «Верхний Теребежов» украинец. 13 орденов и медалей были обнаружены у гражданина России в пункте таможенного оформления «Варшавский мост». А редкую бразильскую монету 1871 года перемещал без декларирования водитель-экспедитор из Казахстана через ПТО «Козловичи».
Бессменная заведующая музеем «Спасенные художественные ценности» искусствовед Ирина Тарима вспоминает, что музей начался с иконы «Чудо Святого Георгия о змие»:
– Икона была задержана в 1953 году. Не все иконы, изъятые таможенниками, остаются в «Спасенке». Около шести тысяч образов с разрешения Министерства культуры переданы белорусским православным храмам. В случае если становился известен законный владелец украденного и перемещаемого через границу произведения искусства, мы непременно возвращали реликвию.
Выставочный зал, к слову, это еще и музейная гостиная, где проходят творческие встречи, литературно-музыкальные вечера. В нем царит особая атмосфера. Ведь само здание музея – памятник архитектуры начала XX века. Коттедж был частью застройки жилого поселка для государственных служащих Полесского воеводства.
valentinak3@mail.ru
Фото Валерия Короля