Спасительный берег

Недаром говорят: все новое — хорошо забытое старое. Первые церковные братства в начале 90–х годов некоторыми воспринимались почти как экзотика. Сегодня подобные объединения существуют во всех епархиях.
Недаром говорят: все новое — хорошо забытое старое. Первые церковные братства в начале 90–х годов некоторыми воспринимались почти как экзотика. Сегодня подобные объединения существуют во всех епархиях. Среди первопроходцев — православное братство в честь святого архистратига Михаила, образованное в 1992 году в Минске. Кстати, у нас есть и сестричества, чья помощь главным образом востребована в больницах, домах престарелых, там, где необходимо проявлять настоящее милосердие и огромное терпение. Тех же бомжей привести в человеческий вид чего стоит. Братчики встречаются с «постояльцами» колоний, тюрем. Работы хватает всем. Было бы желание ее выполнять. Олег Дихтиевский, председатель православного братства в честь святого архистратига Михаила, отпусков не знает уже несколько лет. Каждый день, каждый час подчинен у него основному — в Свято–Покровском приходе идет строительство храма.

На колокольню! Подумать

— Олег Витальевич, проведите, пожалуйста, небольшой ликбез на тему, что такое братство в религиозном контексте.

— Впервые так называемая братчина вспоминается еще в XII веке в Полоцке. Это люди — ремесленники, купцы, феодалы, священнослужители, которые помогали строить храмы, в целом заботились о материальной стороне существования православного христианства. Еще братские объединения создавались для защиты православия, для того, чтобы сохранить свой язык, исторические корни, передать детям традиции.

Братства существовали не только в Бел
аруси, но и в России. Однако у нас получили большее распространение и влияние. Константинопольский патриарх даже предоставил им право самим выбирать епископов.

Любопытно читать братские уставы тех времен. Обычно на должность председателя старались выдвинуть богатого человека, чтобы мог пожертвовать средства на церковные нужды. Если тот отказывался, не проявлял желания нести крест, запирали на колокольне, без еды — «подумать».

— Как появилось ваше братство? Кто предложил: давайте?

— Уже не помню. Братство или братчики? Вопрос из разряда, что первично: курица или яйцо. Но кто–то действительно сказал.

Каждого из нас в братство привел непростой путь. А начиналось все с того, что развалилась общая когда–то родина. Многие из моих друзей задавались вопросом: как жить дальше, что делать? Начали присматриваться к различным партиям. Но жизнь показала: партии в основном решают свои эгоистичные задачи. И в конечном счете ты обращаешься к церкви. Потому что ничего иного в духовной сфере в общем–то не существует.

— Вы хотите сказать, что раньше не были связаны с религией?

— Да. И детей крестил, и сам крестился в тот переломный момент. Потом пришло осознание: только церковь, только вера остается спасительным берегом — прежде и сейчас.

От дискуссий — к делу

— Ваше братство и вы лично занимаетесь строительством Свято–Покровской церкви на месте, где в 1612 году явилась чудотворная икона Крупецкой Божией Матери, не первый год.

— Да, это работа сложная и финансово очень емкая. Мы вначале организовались при Свято–Петро–Павловском соборе. Чуть ранее там образовалось братство святых Виленских мучеников. Видя, как неопытные братчики начинают вязнуть в теоретических дискуссиях, Владыка поступил мудро — нагрузил практическим делом.

— Ваши братчики — работники в первую очередь мастеровые, то, что называется, с руками? Или со средствами?

— Все у нас есть. При братстве организован попечительский совет, который помогает с финансированием. Там собрались очень хорошие, просто замечательные люди. Они сами пришли в церковь, к Богу, их никто не уговаривал.

— Бытует мнение: чем человек богаче, тем жаднее...

— Так в основном и есть — небогатые и жертвуют. Даже наши попечители — далеко не олигархи. Может быть, так и надо. Храм построить, конечно, важно. Но главная цель человека — обожение. Проще и надежнее всего она достигается в труде.

— Со стороны государства тоже делаются финансовые послабления?

— Слава Богу, принято соглашение о сотрудничестве. Мы понимаем, государству пока нелегко. Но оно идет на то, чтобы предоставить церковным организациям существенные льготы. Наверное, если брать послереволюционное время, сегодня ситуация самая благоприятная.

Узкий путь и тесные врата

— Вы говорите, растет число прихожан. По–вашему, это вера укрепляется или поветрие такое?

— Так ведь и то и другое. В жизни просто так ничего не происходит — «узкий путь и тесные врата». Человека влечет к Богу, его не может туда не влечь. Но дорога у каждого своя. Бывают трудности с теми, кто приходит. Потому что неофит несет собственное разумение веры и церкви. Понять, что такое духовный мир, познать его законы — большой труд. Вот иногда и получается, как с Пастернаком: «Я не читал, но осуждаю». Или другая крайность: «Все ясно». А что ясно?

— Закончите возведение храма, чем станете заниматься?

— Думаю, на мою жизнь работы хватит. Пока выполнено около половины всего объема. Стараемся, чтобы получалось недорого, но красиво.

За XX век понимание церковной архитектуры оказалось во многом утраченным. Исчезли люди — носители его. И то, что сегодня строится, обычно — «калька» старых храмов. Мы взяли за основу храм Покрова на Нерли. Но в старину существовала целая наука возведения культовых строений. Тогда использовалась пришедшая еще из Греции шкала мер, позволявшая находить оптимальное соотношение стен, перекрытий, окон, проемов дверей. Все это было утеряно, как и мастерство создавать храмовую акустику.

Известная исследовательница Поморья Ксения Петровна Гемп описывала Соловецкий монастырь. Так вот, тамошняя система отопления — уникальная вещь. Одна огромная печь на весь комплекс. Под землей — глиняные трубы, отводившие печной газ и в церковь, и в кельи, и в пол, и в стены. В печь закладывали не дрова, а бревна — слоями, крест накрест, на высоту до трех метров. Они горели месяц.

После революции монахов кого расстреляли, кого посадили. Схему ходов, их прочистки загубили вместе с монахами. Хотя в 50–х еще оставался знающий человек. Но... Сделали обычную систему, поставили чугунные батареи и оказалось: количество условного топлива, которое затрачивается для обогрева, причем неполного, в 10 раз больше того, что было при тех мастерах.

— Сегодняшняя работа вам интересна?

— Я знаю, что она нужна. И дальше рассуждать нет смысла.

— Вам приходится рассчитывать исключительно на собственные силы?

— Больше на помощь Божию. А потом на себя и друзей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter