Абсолютное показание к удалению аденоидов - только ночное апноэ сна

Спасите наши ушки

Идеальный прием у врача — это когда есть возможность задать любые интересующие вопросы не впопыхах. В общем, такой, какой недавно провела по телефону во время «прямой линии» в редакции «СБ» главный внештатный детский оториноларинголог Министерства здравоохранения, заместитель директора РНПЦ оториноларингологии Марина ПЕСОЦКАЯ. Взволнованных мам она консультировала подробно и доступно. Публикуем наиболее интересные фрагменты диалога.

* * *


— Здравствуйте, я Наталья из Пинска. Дочке моей четыре года, и за последний год у нас было 10 отитов. Все, кроме одного, гнойные, на правое ухо. Были у нескольких врачей. Но лечение они сводят к антибиотику. Никаких советов по профилактике! Никаких обследований, кроме обычного осмотра и общего анализа крови — и то не каждый раз. А меня, между прочим, частый прием антибиотиков очень беспокоит. Хотя, конечно, риск возникновения отитов в дальнейшем хочется свести к минимуму. Хотелось бы услышать ваше, Марина Владимировна, мнение: как правильно поступить?

Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО.

— Ваша ситуация — очень распространенная и характерная для этого возраста. В первую очередь рекомендуется уточнить состояние носоглотки, сделать ее боковой рентген и тем самым определить, есть ли у вашей дочки аденоиды и какой степени. Причем такое обследование проводится, когда ребенок более–менее здоров, чтобы не исказить клиническую картину. Ведь на фоне насморка аденоиды увеличиваются из–за воспалительного отека. После этого будет понятно, нужно ли их удалять. Кроме того, одновременно с удалением аденоидов следует выполнить шунтирование барабанных полостей. Суть в том, чтобы ребенку через разрезы в барабанных перепонках удалить экссудат — патологическое содержимое барабанной полости. А чтобы эти отверстия не закрывались, в них устанавливаются серебряные позолоченные микротрубочки...

— На какое–то определенное время?

— Да, пока после операции не восстановятся носоглотка и нарушенная функция слуховых труб. Затем, примерно спустя месяц, нужно будет начать так называемую механотерапию — мероприятия по восстановлению функции слуховой трубы, которые заключаются в ее продувании. Выполнить эту процедуру можно даже в виде игры: скажем, надувая воздушные шарики, щеки или дуя в дудочку — одновременно соответствующие мышцы натренируются. Шунты обычно самостоятельно выпадают из барабанных перепонок в течение полугода. Кстати, ношение шунтов также облегчает лечение отита, если он все же повторится. Ведь через эти микротрубочки будет вытекать все патологическое отделяемое, в них же эффективно закапывать капли. Выздоровление наступает быстрее. При этом можно обойтись и без системного антибиотика.

— А осложнения?

— Мы их не наблюдали.

* * *


— Марина Владимировна, добрый день! Как быть? Ребенку три года. Неделю ходит в детский сад — три недели сидим дома с бронхитом. Еще неделю в коллективе — затем две недели с очередным бронхитом. Снова в детский сад — зарабатываем отит...

— Болеть, начиная посещать детский сад, — это нормально. К «родительским» микробам дети адаптированы, к ним выработался иммунитет. Но ребенок приходит в коллектив и встречается с новой микрофлорой. Чтобы не болеть в дальнейшем, каждой из первых трех болезней нужно уделить по месяцу. Алгоритм такой: ребенок пошел в сад, заболел, через неделю выздоровел, но в детский коллектив должен вернуться еще только через три недели. Чтобы организм восстановился полностью, а к возбудителю болезни сформировался иммунитет, таким же образом нужно переболеть еще дважды. Это непросто организовать работающим родителям. В противном случае частые воспаления, в том числе в носоглотке, могут (не у всех, конечно) перейти в хроническую форму, а следовательно, привести к отитам и аденоидитам.

* * *


— Ребенку восемь лет. У него частые насморки и простуды. Обращались к вам в РНПЦ, когда нам было три года. Нам давали рекомендацию удалить аденоиды хирургическим путем, но мы этого не сделали...

— А что вашего ребенка беспокоит?

— Отитов у него нет, храпит только в острые периоды. Похоже, раз за разом, едва ли не каждый месяц, мы болеем аденоидитом: сначала сын начинает говорить в нос, потом у него все воспаляется...

— В вашей ситуации я бы все–таки советовала с аденоидами расстаться. Я так понимаю, что попытки провести консервативное лечение успехом у вас не увенчались. В любом случае консультация наших специалистов необходима. Все–таки пять лет прошло...

— Одни лор–врачи говорят удалять, другие — что не нужно...

— Я всегда советую делать рентгенографию носоглотки (такое обследование доступно не только в нашем центре, но и в ряде поликлиник, а его результаты вы получите в течение получаса). Тогда мы видим не только размеры носоглотки, но и форму, которая очень индивидуальна. Когда носоглотка узкая, а объем лимфоидной ткани небольшой, решать проблему хирургическим путем действительно нежелательно, и мы назначаем местные кортикостероиды — специальный спрей. В большом проценте случаев — в нашей стране проводились исследования — размеры аденоидов уменьшаются. Вообще же, абсолютное показание к удалению аденоидов только одно — ночное апноэ сна (это когда ребенок во сне просто задыхается от того, что у него не дышит нос) при наличии больших аденоидов.

Фото  Артура  ПРУПАСА.

* * *


— Добрый день! Мы из Минска. Педиатр с диагнозом острый отит отправил нас на консультацию к детскому лору, но в поликлинике предупредили: талон можно взять только по живой очереди с 7 утра, их мало. Как грамотнее поступить, чтобы болезнь не запустить и к доктору прорваться?

— Проблема есть, решить ее непросто. На базе 3–й детской клинической больницы работает консультативный лор–центр, там принимают круглосуточно, со всего города и по живой очереди. Правда, мамы из окрестностей напрямую предпочитают обращаться именно туда, а не в поликлинику по месту жительства. В связи с чем приема у доктора можно ждать долго. Можно приехать в наш центр на улицу Сухую, 8. Или по направлению, или самостоятельно — на платный прием — он, кстати, недорогой. Всегда остается возможность обратиться и в платные медицинские центры.

* * *


— Здравствуйте! Меня зовут Надежда. Ребенку пять лет. Пару раз в год болеет отитами среднего уха. Лор дает рекомендацию не мочить уши. Но летом мы собираемся на море. Можно ли ребенку нырять?

— Развитие среднего отита от того, попала ли вода в наружный слуховой проход или нет, не зависит. Ныряние не противопоказано. В отличие от отита наружного, провоцирующим фактором которого действительно является вода. Вероятнее всего, ваши отиты развиваются на фоне насморка. И купание здесь — причина лишь косвенная. Если ребенок простужается из–за того, что посещает бассейн, нужно внимательнее следить, чтобы он хорошо вытирался, сушил голову.

* * *


— Добрый день! Год назад был момент, когда ребенок стал хуже слышать. Ему поставили диагноз тубоотит. Пролечили — вроде стало лучше. А сейчас он опять стал переспрашивать... Как лучше всего проверить его слух?

— При помощи аудиометрии, например. Или тимпанометрии. Во всех детских поликлиниках есть соответствующие аппараты. Они записывают результат в виде кривой. Есть кривые А (это норма), B (значит, в ухе есть жидкость) и С (указывает на тот самый тубоотит, о котором вы говорите). Нередко второй и третий варианты и сопровождаются снижением слуха. Можете ориентировочно его проверить и сами: закрыть ребенку одно ушко, а в другое шептать слова. Сказанное шепотом в норме человек слышит с расстояния не менее 6 метров. Если же нет, значит, возможно, что слух у него снижен, и вы должны обратить на это внимание. Вообще, отит достаточно коварен, особенно односторонний, особенно у маленького ребенка. Одностороннее снижение слуха родители могут просто не заметить. Ведь некоторые формы отита протекают без боли, но процесс тем временем может стать хроническим.

deu@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter