Спасите наши уши

Ежегодно делается более 2000 операций по возвращению слуха

Ежегодно в Беларуси проводят более 2000 операций по восстановлению слуха

Потеря слуха для человека — настоящая трагедия. Можно ли его сохранить и где профессионально проверить? Как выявить слуховые патологии у ребенка? Отчего развивается тугоухость? На эти и другие вопросы во время «прямой линии» в «Р» ответила главный внештатный оториноларинголог Минздрава Беларуси, директор Республиканского научно-практического центра оториноларингологии Людмила МАКАРИНА-КИБАК.

«Звенит» в правом ухе. Что делать?»

— Беспокоит Наталья Анатольевна из Ганцевичей. Мне 58 лет, и я никогда не жаловалась на слух. Недавно заметила, что после посещения концертов и других мероприятий у меня начинает болеть ухо. Отчего это может быть?

— Если ухо начинает болеть при громких звуках, то, скорее всего, у вас выраженное напряжение одной из мышц-связок, расположенной в барабанной полости. Так быть не должно. Рекомендую вам проверить слух. Сделать это можно либо в Брестской областной больнице, либо в нашем центре.

— Добрый день. Звоню из Слуцка. Меня зовут Владимир. Уже два года у меня «звенит» в правом ухе. Лор-врач в поликлинике обнаружил небольшое нарушение слуха. Курс лечения, который я прошел, не помог — фоновый шум как был, так и остался. Где в Минске можно пройти качественное обследование? И нужно ли мне для этого направление?

— Обследоваться можно в РНПЦ оториноларингологии, а направление взять у своего лор-врача или у терапевта. В этом случае наши специалисты в течение месяца примут вас бесплатно. На платную консультацию вы попадете и без направления. Правда, здесь очередь месяца на два. Минчане могут проверить слух в городском центре отоларингологии, который работает на базе 4-й и 9-й клинических больниц.

— А если обратиться в частные центры?

— Частных центров, занимающихся патологией слуха, у нас довольно много. Только в столице их три. И в каждом вы получите качественную помощь. Раз в месяц я, как внештатный специалист Минздрава, проверяю профессиональный уровень врачей, работающих в частных медучреждениях, и качество оказываемых медицинских услуг. Лор-врачей в стране всего 870, поэтому мы очень ревностно следим за своей репутацией.

— Меня зовут Татьяна Казимировна, я из Несвижа. Периодически в левом ухе слышу шум, который появляется без причины. Обратилась к врачу и узнала, что у меня цереброваскулярная болезнь. Может ли из-за нее развиться тугоухость?

— Шум в ухе возникает из-за того, что в области шейного отдела позвоночника зажимается сосуд и к слуховому нерву поступает недостаточно крови. Называется это субъективным ушным шумом из-за нарушения кровоснабжения слухового нерва. В таких случаях слух может как снизиться, так и сохраниться. Однако если тугоухость не разовьется, скорее всего, вам придется жить с субъективным шумом всю жизнь.

— Звоню из Минска, Михаил Александрович Лебедь. Где можно профессионально проверить слух? И где потом вылечить уши?

— Вы у своего лор-врача были?

— Да. Но лечение, которое он назначил, мне не помогло.

— Тогда вам нужно еще раз обратиться к нему и взять направление на прием к врачу либо в городской центр отоларингологии, который работает на базе 4-й и 9-й клинических больниц, либо в РНПЦ отоларингологии.

— А без направления меня не примут?

— Примут. Только это будет платная консультация.

Каждая 4-я операция — по восстановлению слуха

— Меня зовут Ольга Павловна, живу в столичном микрорайоне Серебрянка. Внуку через полтора месяца исполнится три года. У него диагноз тугоухость 2—3-й степени. Ребенок до сих пор не разговаривает, и мы беспокоимся, что речь у него вообще не сформируется. Есть ли надежда, что он заговорит?

— Сколько времени ребенок носит слуховой аппарат?

— Два месяца. И пока на одном ушке, на втором аппарат установят через пару дней.

— Для того чтобы развивалась речь, ребенок должен сначала научиться слышать. Ваш внук только два месяца, как умеет это делать. И то на одно ушко. Поэтому сейчас самое главное — подобрать аппарат на второе ушко и правильно его настроить. Делать это лучше всего в нашем центре.

Здравствуйте. Меня зовут Елена, я из Минска. Скажите, пожалуйста, всем ли пациентам с проблемами слуха требуется хирургическое вмешательство? Или его можно восстановить без операции?

— Можно и без операции. Это зависит от самого заболевания и от того, как быстро человек обратился к врачу. Если острая тугоухость возникает при вирусных поражениях, а заболевший попадает на прием к специалисту в течение 2—3 недель, слух чаще всего удается восстановить. А вот при хроническом отите без хирургического вмешательства не обойтись. Раньше при таких операциях из уха удаляли все кариозные косточки. И человек частично или полностью терял слух. Сейчас мы используем новую методику, при которой удаляем только пораженные косточки и ставим протез. Это позволяет сохранить слух. Ежедневно только в нашем центре мы проводим около 45 операций, из них более десяти — по восстановлению слуха.

— Добрый день. Беспокоит Ольга из Воложина. Моей дочери 24 года. У нее двусторонняя тугоухость 1-й степени и как следствие — недоразвитие речи. Есть ли шанс ее «подтянуть»?

— К сожалению, уже нет. Все связи, которые при рождении возникают между слухом и речью, распадаются в течение первых пяти лет жизни. И как человек научился говорить до пятилетнего возраста, так он будет говорить всю жизнь. А вот ситуацию со слухом нельзя пускать на самотек. Заболевание нужно обязательно лечить, иначе первая степень тугоухости легко может стать 3-й или 4-й. Рекомендую вашей дочери обратиться к областному сурдологу, который работает в Минской детской областной больнице.

— Здравствуйте. Я из Старых Дорог, зовут меня Юлия. Весной я внезапно оглохла на одно ухо. Мне поставили диагноз нейросенсорная тугоухость. Лечилась в Слуцкой районной больнице и в Минской областной. Ухо как не слышало, так и не слышит. Могу ли я рассчитывать на восстановление слуха?

— Если прошло больше полугода, то, к сожалению, вряд ли он вернется. Но лечить ухо все равно нужно. Один раз в год или раз в полгода. Сейчас вам нужно обязательно обследоваться и лечиться. Врач может назначить капельницы, барокамеру, массаж, иглотерапию и медикаментозное лечение.

В стране — 5000 слабослышащих детей

— Добрый день. Татьяна. Звоню из Столбцов. Моей дочери 4 года, и она до сих пор не разговаривает. Мы прошли обследование в РНПЦ отоларингологии, дочь внесли в какую-то базу и пообещали положить в стационар психоневрологического отделения для детей. Прошло больше двух месяцев, а нам так никто и не позвонил. Может ли так быть, что наша очередь отодвигается из-за другого ребенка?

— Это исключено. С очередью на госпитализацию в нашем центре очень строго. Обычно она занимает около трех месяцев. Объясню вам схему, по которой мы работаем. Раз в месяц формируем группы детей на госпитализацию. Всего у нас 136 коек плюс 16 — в дневном стационаре. Это места для детей и для взрослых. Психоневрологический диспансер в нашем центре, к слову, единственный в Беларуси, рассчитан на 40 мест. Понятно, что всех детей одного возраста мы взять не можем, так же, как и заполнить все места мамами с малышами. Вас не вызвали, вероятно, потому, что сейчас мы набрали группу из подростков. Но это не значит, что мы про вас забыли.

— А что за база, в которую внесли мою дочь?

— Республиканская база информационного мониторинга глухих и слабослышащих детей. В ней состоят все дети с нарушениями слуха. Сейчас в ней около 5 тысяч фамилий. Это все дети, которые прошли обследование, причем не только в нашем центре. В Беларуси есть программа, по которой мы выявляем нарушение слуха у ребенка с момента его рождения. На 4—5-е сутки новорожденного обязательно обследуют. Если этого недостаточно, в течение месяца его обследуют в поликлинике по месту жительства. Если нарушение слуха подтверждается, заносим маленького пациента в базу.

За своими пациентами мы наблюдаем, как в Германии. Выглядит это следующим образом: к нам пришел пациент, мы его обследовали и все данные внесли в электронную базу. По месту жительства медсестра открывает эту базу и видит, что у ребенка есть проблемы со слухом. То есть обследовать его повторно уже не нужно. В идеале, информация из РНПЦ в районные поликлиники должна поступать мгновенно. На деле все немного по-другому. Наша электронная сеть недостаточно развита, поэтому данные из базы забирают пока один раз в месяц. Для чего это нужно? Чтобы наши пациенты, особенно юные, не пропадали из поля зрения специалистов.

— Помогаете ли вы родителям прооперированных детей? Объясняете ли им, что они должны делать, чтобы помочь ребенку вернуться к нормальному образу жизни?

— У каждого нашего маленького пациента своя реабилитационная программа. В ней расписаны все процедуры и восстановительные мероприятия в зависимости от степени нарушения слуха ребенка.

— Владимир, город Витебск. Может ли тугоухость развиваться с возрастом? И как с ней бороться?

— Есть такое понятие, как возрастная инволюция слухового нерва. Если человек начинает терять слух, мы рекомендуем ему два раза в год проходить обследование и при необходимости лечиться.

— Возможно ли полностью и навсегда восстановить слух?

— Да. Если сделана кохлеарная имплантация. Она выполняется при полном отсутствии слуха. К слову, имплант для детей и взрослых выдается бесплатно. Если говорить о восстановлении слуха навсегда, то если ребенок родился совсем глухим, его сначала нужно научить слышать, а потом говорить. И он всю жизнь будет заниматься с сурдопедагогом. Если слух потерял взрослый человек, например, после менингита или травмы, то ему не нужны будут дополнительные занятия. Он просто постепенно привыкнет к новому слуху.

Фото: Алина КАСЕЛЬ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter