Спасите наши уши!

Если  городские  «взрывотехники»  мешают  вам  праздновать  Новый  год,  наберите  02.  Наряд  прибудет   через  10  минут…

Если  городские  «взрывотехники»  мешают  вам  праздновать  Новый  год,  наберите  02.  Наряд  прибудет   через  10  минут…

Какой русский не любит шумной пальбы? Особенно в Новый год, когда без петарды, фейерверка или ракетницы – как без шампанского и «Иронии судьбы». Где купить, знаем: у парня возле гипермаркета или на рынке во-он у той бабушки. Как запустить – в курсе: вот фитиль, а вот и зажигалка имеется. Все понятно и хорошо до тех пор, пока искрящаяся ракета не залетит к соседу в форточку. А батарея салютов не пальнет кому-нибудь в лицо. 

— Ракетница не хлопушка: в ней содержится порох, обращение с которым требует специальных знаний и выучки. Поэтому с 1999 года именно мы выдаем разрешения и контролируем безопасность всех взрывных работ и пиротехнических представлений в республике, — объясняет «Р» Иван Карагачев, начальник отдела по надзору за утилизацией боеприпасов, изготовлением и использованием взрывчатых материалов Проматомнадзора МЧС. – Если вы решили привести в действие батарею салютов, фестивальные шары, римские огни, фонтаны или любые другие пиротехнические изделия в безлюдном месте, вопросов нет. Как только рядом два человека и более, вы автоматически начинаете нести ответственность за их безопасность. Следовательно, должны выполнять все ограничения и предписания. А их немало.  

Скажем, для начала найти подходящую площадку. Затем согласовать ее с местным исполкомом и МЧС. Начертить схему, указать опасную зону, место для взрывника и оцепления. Далее написать письмо в Проматомнадзор, приложив к нему сертификаты соответствия на каждый вид пиротехнического изделия. Если они китайские, немецкие  или, положим, английские, кроме оригинала, придется представить заверенный в Белорусской торгово-промышленной палате перевод. 

— Поэтому организацией фейерверков, салютов, созданием фигур и композиций из них у нас, как правило, занимаются индивидуальные предприниматели и фирмы. В Минске их 3, всего по Беларуси – 8. Лицензию получают раз в три года плюс отдельное разрешение на каждое пиротехническое представление, — говорит Иван Карагачев. – Правила знают и нарушают крайне редко. Так что отказы – вещь практически немыслимая: только если нет сертификата или же документы поданы позднее чем за пять дней до мероприятия. Впрочем, бывают и исключения. В ноябре этого года мы вынуждены были сказать «нет» организаторам Первого национального фестиваля фейерверков. Праздник должен был пройти на Острове слез, однако предложенные меры безопасности не соответствовали формату праздника. Отказ. 

Но повторимся: это исключение. И резко выросшее за шесть лет число официально выданных разрешений – тому подтверждение. Если в 2001 году в Беларуси с соблюдением всех норм выстрелили 30 салютов и фейерверков, то в 2006 – уже 140. Правда, есть и другая статистика… 

— Легальный пиротехнический праздник связан с определенными формальностями. Куда проще купить полный «боекомплект» у парня возле супермаркета. А потом выйти в центр города и устроить там канонаду. Из года в год боремся с продавцами и покупателями, но конца этому противостоянию не видно, — сетует Владимир Станилевич, начальник организационного отдела милиции общественной безопасности ГУВД Мингорисполкома. – С 1 декабря провели более 100 рейдов. В итоге изъято 145 тысяч единиц пиротехники, задержано 78 человек. Но это еще далеко не все: впереди новогодняя ночь. 

Подростки, студенты, неработающие, приезжие – таков социальный портрет нелегального столичного торговца. Возраст – до 30. Место запрещенной торговли… А вот тут есть варианты. Если раньше это были в основном Комаровка, «Ждановичи», «Аквабел» и «Экспобел», то после прошлогодних рейдов многие «пиротехники» стали ходить по офисам и квартирам. Большинство прописалось в сети. Что ж, вычисляют и там: делают контрольные закупки, берут с поличным. Одно из последних задержаний – взрывоопасный товар на 70 тысяч долларов: минчанин решил через Интернет реализовать дорогостоящие немецкие ракетницы. Что ж, реализовал… Уже составлено 64 подобных протокола, по 18 суд вынес свое решение. Штраф. Конфискация. 

— Любителям звуковых эффектов стоит напомнить: громкое баловство наказуемо и приравнивается к мелкому хулиганству. На первый раз предупредим. На второй – доставим в РУВД и составим административный протокол. В лучшем случае – штраф от 2 до 15 базовых, в худшем – арест до 15 суток или 1—2 месяца исправработ с удержанием 20 процентов заработка. Четырнадцать минчан уже пожалели о том, что не приняли к сведению первое предупреждение, — констатирует Владимир Станилевич. – Тем, кому городские «взрывотехники» мешают по ночам спать, рекомендуем не тратить нервы понапрасну. Наберите 02 — и дежурный наряд будет возле вашего дома уже через 5—10 минут. 

Как же попадают к нам обозы с новогодними «боеприпасами»? Почему в столице каждый год одна и та же игра в кошки-мышки? Кто и как нелегально ввозит пиротехнику в Беларусь? С этими вопросами «Р» отправилась в Минскую региональную таможню. 

— Чтобы такая партия пересекла границу республики, перевозчик должен предъявить инспектору таможни разрешение на ввоз, выданное Проматомнадзором. Причем на каждую партию – отдельно, — объясняет «Р» тонкости процедуры Игорь Карелин, начальник отдела по борьбе с контрабандой и административными таможенными правонарушениями МРТ. – В этом году по нашей базе проходят два субъекта хозяйствования негосударственной формы собственности, которые легально ввозили из Польши в Беларусь пиротехнику китайского производства. На данный  момент наша таможня выявила 3 правонарушения: в результате изъята пиротехника в гаражных массивах промзоны «Шабаны» и микрорайона Уручье, а также из автомобиля реализатора в районе рынка «Экспобел». Общая стоимость изъятых фейерверков и наборов ракет — более 32 миллионов рублей. Во всех случаях владельцы не смогли представить документы о покупке пиротехники, а также разрешения на ее ввоз и хранение. А значит, это нарушения со всеми вытекающими последствиями. 

Если посмотреть данные по республике, задержаний пиротехники за этот год не очень много: по одному — в Бресте и Сморгони. Специалисты связывают это с ужесточением таможенного контроля за ввозом некачественной продукции из Польши, Украины и России. Это же подтверждают и серые оптовики, снабжавшие Беларусь новогодними «боеприпасами» не один год: провезти груз окольными путями стало практически невозможно. Так что под окнами у нас взрывается вполне легальный, ввезенный оптом товар. Кто, кому и на каких условиях его затем продает — вопрос, требующий дополнительной проверки ОБЭП и налоговой. 

Кстати 

В этом году столичная станция скорой помощи не зафиксировала еще ни одного случая травмирования горожан пиротехническими изделиями. Для сравнения: в прошлом году за помощью к медикам обратились 10 человек, получившие сильные ожоги кистей, рук и век. Семеро из них затем были госпитализированы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter