Привычки, в которых мы не видим криминала, плохо влияют на мозг

Спасибо не скажет

Здоровый образ жизни сейчас в тренде. Мы озабочены тем, как сохранить в хорошей форме свое тело. Внутренние органы, включая желудок, тоже не обижены вниманием — борьба с лишним весом на «передовой» ЗОЖ у некоторых возведена чуть ли не в культ. Но за всеми этими, безусловно, правильными действиями мы забываем, что главную роль играет мозг. И существует масса способов испортить ему жизнь.

pixabay.com
Нетривиальная цепочка

Мозг человека — орган весьма специ­фический. Многое в его работе не укладывается в бытовые представления о логике. Например, ученые выяснили (по крайней мере, такие данные содержатся в докладе Всемирного совета по вопросу здоровья мозга), что лучше всего на «серые клеточки» влияет оптимистичный настрой. Но постойте… Ведь команду на выработку эндорфинов выдает наш управляющий центр. Получается, мозг сам себя веселит? Тактика, безусловно, победительная, однако получается, что от нас самих мало что зависит. А вот тут не так все просто.

Хорошее настроение (допустим, можно употребить именно такое определение) у мозга бывает по нескольким причинам. Первая — когда организм в порядке: желудок полон, почки не перегружены, печени не приходится напрягаться сверх меры и так далее. Все счастливы, что, в принципе, понятно. Но в мире немало и насквозь больных хронических оптимистов.

А вот здесь кроется вторая и очень важная причина: оптимизм, как и пессимизм, наследуется генетически. Все дело в биологически активных веществах — нейропептидах Y. Чем больше их синтезируется в мозге, тем более оптимистично человек смотрит на мир. Данных о том, какие гены являются доминантными (допустим, ваша бабушка была веселушкой-хохотушкой, а дед — нелюдимым затворником), нет. Это лотерея — как повезет.

И последний момент — мозг можно и нужно настраивать на позитивный лад, как минимум избавляясь от привычек, которые его не радуют.

Великий нехочуха

Если мозг в депрессии, мысли становятся вялыми, процесс фонтанирования идеями сводится на нет. Такое бывает, но исправить ситуацию можно. К примеру, прогулявшись по красивым местам, послушав музыку и так далее.

Но ведь обычно хандру мы лечим вкусностями. А пока желудок радостно переваривает кулинарные изыски, на мозг большое количество насыщенных жиров действует плохо. Он впадает в еще более заторможенное состояние, нейронные цепи, отвечающие за мотивацию, практически перестают работать. Очень хорошо этот момент отражает поговорка «Сытое брюхо к учению глухо». Из-за потери мотивации получается нечто вроде бега по замкнутому кругу, так как остановить процесс переедания сложно. Но можно. Конечно, если вы хотите, чтобы «головная организация» работала без сбоев.

Такие нервные…

После Первой мировой войны громко заговорили о посттравматическом стрессовом расстройстве. Солдаты, пережившие мясорубку рукопашных боев и газовые атаки, сходили с ума. Но ведь жизнь наших далеких предков тоже легкой не назовешь. Кровавые войны, массовый голод и прочие напасти, да еще при отсутствии нормальной медицины — те еще «радости». 

Случаи повреждений психики у воинов отмечались еще до нашей эры в Ассирийском царстве, у римских легионеров, в Средние века и так далее. Но, во-первых, это не было массовым явлением. А во-вторых, современные люди вообще более впечатлительные и нервные. Любопытная версия связывает «тонкую душевную организацию» с вещами, которые, казалось бы, никакого отношения к ней не имеют.

В XVIII—XIX веках произошла Великая индустриальная революция — массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике и так далее. Человек стал меньше двигаться — появились автомобили, а затем и самолеты. На производстве рабочий часами стоит за станком, горожане ведут в основном сидячий образ жизни. Казалось бы, какое отношение это имеет к мозгу? На самом деле — самое прямое, поскольку физическая активность запускает в нем многие жизненно важные процессы. В частности, и те, которые помогают нам преодолевать стресс и более-менее адекватно реагировать на неприятности. Как говорила баба Маня, когда ей рассказали историю Анны Карениной: «Корову бы ей… А лучше — две!» Но в каждой шутке есть только доля шутки. Сельские жители, как и наши далекие предки, обладают более крепкой психикой, потому что много двигаются (в том числе чаще ходят пешком), а также заняты тяжелым физическим трудом. С одной стороны, на депрессию просто нет времени. А с другой — у горожан из-за малоподвижного образа жизни гипофиз практически перестает синтезировать эндорфины. Но ведь это не только гормоны радости, а еще и нейропептидные соединения, по способу воздействия сходные с опиатами. Они помогают легче переносить нервные потрясения в принципе. Вообще, схема забавная: чем больше мы двигаемся, тем проще относимся к жизни, меньше психуем и в итоге более счастливы. По сути дела, мозг разработал настоящую «многоходовку», единственная цель которой — получение нормального кровотока, насыщенного кислородом и полезными веществами, для питания нейронных сетей. Как говорится, мне польза, а вам приятно, и все вместе мы имеем повод радоваться.

Грустные многостаночники онлайн

Печальное трио наших дней — стремление делать несколько дел одновременно, всегда оставаться на связи и сутками торчать в телефоне, телевизоре или планшете. Все эти привычки мозгу категорически не нравятся, о чем он нам регулярно сообщает практически в истерике. Но мы его не слышим.

Начнем с того, что для решения нескольких задач параллельно мозг, даже при всей своей уникальности, не годится. В английском языке это называется switching costs — «затраты перехода». Детализация процесса выглядит так: всякий раз, отвлекаясь даже на миллисекунды на что-то другое, мы перестаем заниматься первым делом. И когда мы к нему возвращаемся, мозгу приходится отматывать память назад, чтобы связать прошлое с настоящим. Это приводит к усиленной выработке кортизола и адреналина. Такая чрезмерная стимуляция (а ведь мы переключаемся между несколькими задачами чуть ли не по сто раз на день) заканчивается потерей концентрации. Мозг не может ни нормально усвоить, ни систематизировать информацию. А значит, в каком-то важном решении он обязательно ошибется.

Исследователи считают, что мозгу необходимо хотя бы час-два в сутки полного безделья. Но в свободное время мы сидим в социальных сетях, одновременно просматривая почту, и так далее. В принципе, та же многозадачность, не так ли?

bcacf.com

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

Современный человек постоянно недосыпает, и это очень плохо влияет на мозг. Во сне создаются воспоминания и стирается ненужная информация, неосознанно решаются сложные проблемы, генери­руются идеи (вспомним Менделеева), происходит «генеральная уборка» и в более узком смысле — вымываются различные токсичные соединения. Нормальное время для сна — 7—8 часов. Но кто из нас может этим похвастаться? Ученые пришли к выводу, что эпифиз (отдел мозга) просто не в состоянии вырабатывать нормальное количество мелатонина, когда мы весь день пялимся в смартфон, компьютер или телевизор. Это ему не дает сделать постоянно бьющий в глаза поток фотонов (в данном случае — квантов света). В итоге циркадные ритмы сбиваются, что, в свою очередь, способно «положить» даже иммунитет. Не слишком ли дорогая цена за возможность поболтать с приятелями и перепостить фотки котиков?

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter