В Браславском районе спасли слепого пенсионера, который восемь суток провел в болоте

Спасибо, что живой!

Вокруг — луг с травой в пояс. Неподалеку — хмызняки. Дальше — лесок и болото. Здесь, на хуторе 67-летнего Валентина Тышкевича, — тишь да благодать. Родительский дом, в который бывший ветврач когда-то вернулся из города, чтобы ухаживать за престарелой матерью, еще вполне крепок. Он скрывается за огромными кустами сирени и жасмина. Представляю, как это красиво в пору цветения. Ведь от запаха луговой травы даже сейчас голова кружится. На двери — ржавый замок «для вида», а в качестве запорного устройства используется загнутый гвоздь-щеколда.

Покинутый дом

— Вот здесь и живет Валентин Петрович, — рассказывает председатель Слободковского сельисполкома Павел Антоненок. — У пенсионера проблемы со зрением. Он инвалид, почти слепой. Не единожды предлагали ему переехать в отделение круглосуточного пребывания — наотрез отказывается. От соцработника — тоже.

Павел Антоненок, председатель Слободковского сельисполкома.

В двух километрах — деревня Заверье. А место поселения Тышкевича так и называют — Заверские Хутора. До остановки автомагазина — около километра. Этот километр чуть не стал роковым для пожилого человека. Он ушел за продуктами в четверг, а нашли его чудом через восемь дней — в пятницу.

Заверские хутора.

Сначала тревогу забила семья бывшей гражданской жены сельчанина, живущая в соседней деревне. Валентин Петрович по дороге в магазин (ходил за продуктами даже в Слободку за пять-шесть километров) обязательно заглядывал к ним. Попьет чайку, обсудит последние новости — и дальше в путь. А тут его нет и нет.

— Была суббота, мы решили прогуляться до хутора, — вспоминает падчерица Оксана Золотовская. — Смотрим, дом открыт, телевизор работает. Успокоились. Мало ли где человек бродит, он иногда исчезал и на два, и на четыре дня. Подождали до вторника и снова пошли на Заверские Хутора. В доме — та же картина. Видно, что хозяин так и не появлялся. После этого я обратилась в милицию.

Звуки из болота

На восьмые сутки после исчезновения инвалида туда же позвонила еще одна из жительниц Заверья — Людмила Жаркова. Накануне сельчанка пошла на дальний луг, за пять километров от деревни, навязывать коров.

— Места там вообще непроходимые. Ни дорог, ни людей. А тут услышала какие-то подозрительные звуки из болота. То ли стоны, то ли чихает кто… Коровы тоже насторожились — аж шипеть стали. Я покричала, позвала — тишина. Решила, что зверье или птицы тревожатся. Так и ушла. А на следующее утро уже отчетливо разобрала чьи-то крики о помощи. Спасатели приехали очень быстро. Весь путь бежали, в болото проваливались не единожды. Мы с 18-летней дочкой Ангелиной пробирались следом. Когда нашли стонущего босого инвалида, у которого уже не было сил передвигаться, ужаснулись: зрелище не для слабонервных. Все тело в пиявках и оводах. Их спасатели руками сгребали… Валентин Петрович меня сразу узнал. А дальше ребята выносили его на носилках километра три, пробираясь через непролазную чащу. Дочка им с амуницией помогала.

Алексей Попков, Сергей Абрамович и Владислав Высоцкий из отделения пожарной аварийно-спасательной части № 1 Браславского районного отдела по ЧС принимали участие в спасении заблудившегося в лесу.

Помощь подоспела вовремя

Начальник караула Браславского РОЧС Владислав Высоцкий, водитель Алексей Попков и пожарный Сергей Абрамович, принимавшие участие в этой спасательной операции, ничего героического в своем поступке не видят. Немногословны. Была поставлена задача спасти человека — спасли.

— Пострадавший был полностью обессилен, — скупо делится подробностями начальник караула. — Все, что он смог, — это пару раз крикнуть нам в ответ. И только попив воды, нашел силы говорить. Сразу же спросил: какая сегодня дата, день или ночь? Погрузив беспомощного, израненного и почти до кости обкусанного насекомыми пенсионера на носилки, стали выносить его из болота. Старались поддерживать разговор, чтобы не потерял сознание. Когда вышли к дороге, здесь уже стояла скорая. Там и передали спасенного медикам.

В Браславскую ЦРБ хуторянина доставили в тяжелом состоянии. Он отощал, был обезвожен и сильно изранен.

— Сейчас его состояние оценивается как стабильное, средней тяжести, — констатирует заведующий хирургическим отделением Вадим Коваленок. На данный момент прямой угрозы жизни нет, но больному предстоит серьезное и длительное лечение. Возможно, придется ампутировать несколько пальцев ног — у пациента травмированы и серьезно инфицированы стопы. За время «путешествия» они превратились в гнойники. Консервативным лечением не обойтись.

Сам Валентин Петрович более оптимистичен:

— Все страшное позади. Конечно, здоровье еще больше пошатнулось. Даже не помню толком, дошел ли я в тот день до автомагазина, где хотел купить хлеб, батон и другие продукты… Да, видно решил срезать маршрут и пошел напрямки. Возможно, свернул где-то не там… Что все эти дни ел? Да ничего! От испуга было не до еды. Еще и обувь потерял… А воду пил из болота. И все пытался найти дорогу домой. Когда уже не смог дальше идти — полз на четвереньках. Кстати, вы были у меня дома? Обкосили ли там траву? В ней же заблудиться и здоровому можно…

Валентин Тышкевич.

Одиночество — не лучший вариант

Сейчас пенсионер уже соглашается: жить одному в такой ситуации небезопасно. Родственники у него есть, но далеко. Некоторое время с ним проживал брат, даже вместе ремонт в доме пытались сделать. Но потом он уехал, а Валентин Петрович вновь остался один.

— Ничего. Вот поправлю здоровье, мне пообещали дать после лечения первую группу инвалидности. Пенсия будет солидной. Решу вопрос и с дальнейшей судьбой. Может, к родным подамся. Может, в дом-интернат, — вроде бы здраво рассуждает пенсионер.

Вот только по голосу я слышу: как и до того опасного путешествия по кустам да болотам, так даже сейчас не очень-то хочется сельчанину покидать родные места.

А вот в территориальном центре социального обслуживания населения настроены очень решительно. Да, насильно слепого человека не заставишь уехать из родного дома, но консенсус обязательно будет найден. Ведь второго такого «похода» любитель экстрима может и не пережить.

КСТАТИ

По информации Витебского областного УМЧС с начала этого года на территории области потерялись шесть человек, в том числе двое детей. К счастью, все они найдены. Но впереди наиболее тревожный в этом плане период массового сбора грибов и ягод. Поэтому количество «потеряшек», как показывает тревожная статистика, будет возрастать.

В прошлом году в Витебской области было найдено 157 заблудившихся, а в общей сложности потерялись около 200. Спасатели отмечают: большая часть заблудившихся — люди пожилые. В силу возрастных особенностей им труднее сориентироваться в лесу, который, как обычно считают, они очень хорошо знают. Да и знакомые прежде места год за годом зарастают, пожилому человеку сложнее сориентироваться в обстановке. Где-то подводит зрение, где-то — слух. Пенсионеры чаще поддаются панике и совершают ошибки, теряя мобильные телефоны, еще больше углубляясь в чащу. Поэтому родным и близким нужно быть предельно внимательными, не стоит отпускать пожилых людей в лес в одиночку.

begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter