Спасенный от огня

Этот день мы приближали, как могли.
Этот день мы приближали, как могли... Все меньше и меньше остается до заветного дня 3 июля, когда наша страна торжественно отметит великую для себя дату - 60-летие со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Но осенью 1943 года до партизанского парада в белорусской столице было еще тысячи и тысячи верст фронтовых дорог. Комарин, Хотимск, Мстиславль, Климовичи, Костюковичи... Так начинался освободительный поход Красной Армии. К счастью, и поныне живы его участники. Те, кто дошел до Победы. Кто вопреки годам хранит в памяти имена однополчан, боевые эпизоды, радость встреч с земляками. Вместе с ветеранами, Музеем истории Великой Отечественной войны, а также военно-научным обществом при Центральном Доме офицеров мы начинаем цикл публикаций - хронику Освобождения.

26 сентября 1943 года войска 50-й армии Брянского фронта освободили первый районный центр Белоруссии город Хотимск.

Командовал 50-й армией генерал-лейтенант Иван Васильевич Болдин (на снимке). Начало войны застало его в Минске. Он был тогда первым заместителем командующего войсками Западного особого военного округа. 22 июня 1941 года по приказу командующего вылетел в Белосток, где дислоцировалась 10-я армия. С немалыми трудностями добрался туда, нашел командный пункт и немедленно начал принимать меры для противодействия наступающему врагу.

После войны И.В.Болдин вспоминал о том, как был освобожден Хотимск: "Гитлеровцы заминировали все дороги к нему, взорвали мосты, а сам город превратили в прочный опорный пункт. На рассвете 25 сентября я вызвал по телефону командира 108-й стрелковой дивизии полковника П.А.Теремова и приказал штурмом взять Хотимск. Этой дивизии были приданы 233-й танковый и 312-й гвардейский минометный полки.

Для выполнения задачи полковник создал сильные ударные группы из танков с десантами стрелков. Умело маневрируя, они уничтожили вражеские узлы сопротивления в нескольких населенных пунктах и устремились на Хотимск.

Гитлеровцы предприняли контратаку во фланг 108-й дивизии. Но на помощь ей подоспели части 110-й стрелковой дивизии и приняли на себя весь удар. Это позволило соединению полковника Теремова с трех сторон молниеносно ворваться в город Хотимск и разгромить там весь вражеский гарнизон. Одновременно в Хотимск ворвалась и часть сил 110-й стрелковой дивизии. Благодаря стремительности удара Хотимск удалось спасти".

В ту пору этот городок был сплошь деревянным. Только в центре стояло несколько зданий из кирпича. При отходе группы факельщиков, которые имелись в арьергардах немецких частей, каменные дома взрывали, а все остальное, что могло гореть, сжигали. Командир 108-й дивизии П.А.Теремов в своей изданной после войны книге "Пылающие берега" писал: "Саперы находили на избах специальные приспособления для поджога. И, знаете, особое бешенство вызывало то, как добротно и старательно они были сделаны: аккуратный голубой футлярчик, изящная желтая головка, ушко с дыркой для гвоздя, белый шнурок. Игрушка. А повесит факельщик эту подлую штуку на стенку, дернет за шнурок, и изба пылает".

Вот от такой участи и был спасен Хотимск.

К этому следует лишь добавить, что входившая тогда в состав 50-й армии 110-я стрелковая дивизия была дивизией морской пехоты. Морские пехотинцы воевали не только на берегах Невы и Крыма, но и у стен Сталинграда, на Курской дуге и вот пришли на белорусскую землю. Смелым ночным маневром они форсировали реку Беседь и с юга ворвались в Хотимск, захватив вражеские батареи и уничтожив отряды полиции и жандармерии, которые хотели угнать жителей и поджечь город.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter